Полтора года назад у нас сайте была выложена мини-книга «Инструменты, которые помогут связать компанию в единое целое. Специально для ИТ-компаний». Я бы о ней давно уже и забыла, но как напоминание, мне практически каждый день приходят уведомления о том, что кто-то ее скачал. Сколько на самом деле человек прочли этот документ, мне неизвестно, так как то система подсчетов глючила, то обновления формы странно установились, это не так важно – важно то, что тема и по сей день вроде как актуальна.
По идее, если в компании внутри все в порядке, то люди охотнее там остаются. Лояльность, удержание, мотивация – все с этим понятно, для ИТ-компаний это, наверное, вообще актуально как нигде больше, тут я не эксперт, и отдаю это на откуп тем, кто варится непосредственно в этом котле.
Меня больше заинтересовал вопрос, а что вообще заставляет людей быть приверженным (слово то какое!) своей компании. Хорошо, пусть будет не приверженным, а лояльным.
Если оглянуться вокруг, то есть люди, которые годами работают на одном месте, а есть и другие, которые скачут с места на место. И дело тут абсолютно не в том, что это за компания, в которой человек работает, как она мотивирует, удерживает и т.д. и т.п., хотя нет, в этом конечно тоже, и все-таки в большей степени это от самого человека зависит.
Вот допустим, вас мама все детство учила, что любое начатое дело нужно доводить до конца, и вы уже об этом думать забыли, а знание это с вами осталось, и вы так этим прониклись, что не можете бросить «корову свою. Эта корова нужна самому» работу свою.
Или предположим, у вас не сложились в детстве отношения с отцом, и вы все время пыталсь чего-то достичь, чтобы ему что-то доказать. Вам кажется, что вы уже никому ничего не доказываете, а в вашем бессознательном это желание осталось неудовлетворенным. И тут на работе обстоятельства складываются чудесным образом: ваш начальник вами доволен, вы и этого достигли, и того, ну прямо-таки сплошные успехи. Кто же все это бросит? Правильно, никто, тут и желание бессознательное исполнилось, и страх все потерять играет на руку приверженности лояльности к компании.
Или вот вам еще такой пример. Допустим, в вашей истории существует некий миф о дружной семье, и он как-то не очень соответствует действительности. И тут вы попадаете в дружный и веселый коллектив, где все занимаются тем, чем они хотят, испытывают удовлетворенность от работы, и все это приправлено хорошими отношениями между сотрудниками и руководством. И вот пока эта дружность будет сохраняться, никуда вы оттуда не уйдете, и будете очень преданы своей компании.
Понятно, что все это единичные примеры, и у вас это точно не так 🙂 Да, не так, 100% не так, а как-то по-своему.
Так что лояльность, приверженность, преданность или пусть даже commitment – это некое психическое состояние каждого в констексте компании, вида деятельности в этой компании, сложившей структуры взаимоотношений и много еще чего другого.
В общем, к чему я все это: продумывая системы мотивации, повышения лояльности и т.п., не стоит забывать, что мы имеем дело с людьми в первую очередь, каждый из которых абсолютно не похож на кого-либо другого. И не существует техник и инструментов, которые всем одинаково помогут. Так что работая с людьми, каждый раз приходится изобретать велосипед, свой, особенный, ни капли не похожий на все другие велосипеды мира 🙂