Моя прошлая статья про «вред наказания за ошибки» помогла мне самому разобраться с одним интересным вопросом, который мне часто задают. Вопрос озвучивается по разному, например: «Что делать, если команда видит, что не успевает сделать все, что запланировала в спринте?» или иногда вот так «Что делать, когда наш график оставшейся работы (Burndown) выше идеальной линии?». Вариантов вопроса может быть много, хотя по сути все сводится к тому, что делать, если команда не может выполнить взятые на себя обязательства.

Допустим, в начале спринта вы честно планировали, исходя из своих возможностей, и делали максимально реалистичный план. А потом все пошло как-то не так – в разработке ПО такое часто случается :-). Обычно, вы увидите это на графике оставшейся работы, когда он покажет, что у вас осталось больше, чем вы можете сделать. И вот тут-то наступает самый интересный момент – что делать команде?

Прежде, чем перейти к негативному примеру, хочу рассмотреть симметричную ситуацию, когда команда сделала свою работу быстрее, чем планировала :-). Такое бывает, поверьте, хотя реже, чем хотелось бы.

Команда честно планировала, учитывала разные риски и была уверена, что задачи попались сложные. Т.е. на планировании спринта взяли на себя максимально реалистичные обязательства на тот момент. Я это специально уточняю, так как в прошлой статье я уже говорил, что иногда звучат обвинения в том, что команды не хотят брать на себя лишнюю работу и если вдруг закончат раньше, то вообще будут бездельничать. В среднем, команды ответственно подходят к планированию. Кто-то берет на себя слишком большие обязательства, явно больше, чем они могут сделать – оптимисты или неосведомленные. Кто-то берет обязательства с опаской и оглядкой на возможные риски – у них обычно в спринте достаточно большой буфер времени на риски. Поэтому на своих тренингах всегда говорю, что лично я убежден в том, что в долгосрочной перспективе, лучше взять на себя реальные обязательства и сделать их,  чем построить нереальные планы и провалить их на половину.

Возвращаясь к упомянутой команде, которая выполнила свой план раньше окончания спринта – они вполне могут взять в работу следующий элемент Бэклога Продукта. Даже если они не закончат его, то никаких проблем – они выполнили свое основное обещание. А вот если закончат – это приятный бонус! И на будущие спринты они смогут пересмотреть сколько они успевают сделать и откалибровать свои обещания :-).

Что же произойдет с командой, которая по неопытности или неосторожности взяла на себя больше, чем может сделать? Где-то в середине спринта становиться очевидно, что все из запланированного сделать не успеют. Рекомендую тут же поговорить с Владельцем Продукта и уведомить его о ситуации. В любом случае, он не получит какую-то функциональность, поэтому чем раньше вы дадите ему право выбора от чего отказаться, тем лучшее решение он примет. Да и честнее это как-то: вместо того, чтобы на Обзоре Спринта (Демо) его, и возможно, даже пришедших заказчиков поставить перед фактом «мы не смогли», лучше использовать оставшееся время и найти оптимальный вариант.

Ну и на последок, самый интересный кейс. Бывают Владельцы Продукта, или менеджеры, которые требуют от команды выполнения всего плана, даже если есть объективные причины того, почему не все было сделано. В конце спринта смотрят на то, что не было сделано и наказывают делают строгий выговор. Причем это не единоразово, в воспитательных целях – нормальная команда вынесет урок из первого же такого случая – нет, некоторые это делают постоянно.

Вот тут-то я и вспомнил, про свою прошлую статью и то, о чем я там говорил… Как вы думаете, что происходит с командой, когда ее постоянно наказывают? Правильно, мотивация падает, желание работать тоже куда-то уходит, а планирование превращается в очковтирательство попытку защитить себя. Перестраховка, которую начинает делать команда, тоже не всегда помогает, и круг замыкается, все более усугубляя проблему.

Поэтому, если вы хотите сделать простые и понятные выводы из текста, то я рекомендую:

  • Берите на себя реальные обязательства на планировании
  • Как только реальность нарушила ваши планы – зовите Владельца Продукта и совместно принимайте решения
  • В конце итерации, сделайте выводы из ошибок и работайте над тем, чтобы они не повторялись

Удачных вам спринтов!

И оставайтесь с нами, у нас есть еще пара частых вопросов, связанных с этой темой.

О взятых на себя обязательствах или стоит ли изменять план Спринта
Tagged on: