На прошедшей недавно конференции AgileBaseCamp я не только выступал с докладом, а еще и проводил мастер-класс о построении Kanban процесса. Участники много веселились думали, и в ходе игры мы все получили много интересных наблюдений и опыт.

После конференции меня уже несколько раз спрашивали, что это была за игра и где о ней можно узнать больше. Думаю, самое время рассказать, как в нее играть 😉

Сразу уточню, игру Kanban-Pizza Game придумали мои коллеги-коучи (и хорошие знакомые) из компании Agile42. Они опубликовали ее под лицензией Creative Commons и сделали доступной для всех желающих, главное не забывайте упоминать первоисточник. Я же публикую инструкцию на русском и заодно покажу свои слайды, которые использовал во время мастер-класса.

[slideshare id=13358336&doc=2012-05-25abc-120617122451-phpapp02]

Для игры вам понадобятся следующие материалы:

  • Стикеры (post-it или аналог) трех цветов: желтый, розовый, зеленый
  • Желтые индексные карты (если таковых нет, то просто разрежьте лист желтой бумаги формата А4 на три части)
  • Красный маркер
  • Липкая лента (бумажная или «скотч»)
  • Ножницы (лучше иметь по 2 штуки на команду)

Цель игры: почувствовать Kanban процесс на практике.

Участники поймут силу принципа Pull (вытягивание), и почему он работает лучше Push (вталкивание). Также научатся бороться с потерями с помощью ограничения Незавершенной Работы (НЗР, Work In Progress Limit), ну и, конечно, визуализировать все на Kanban Доске.

Подготовка к игре:

  • Разбейтесь на группы по 4-5 участников.
    В случае, если у вас очень много людей (как было у меня на конференции), можно пригласить 6-го участника в качестве заказчика, а самому остаться ведущим игры.
  • Раздайте материалы.
    Стикеры, индексные карты (бумагу), маркер, ножницы, липкую ленту

Kanban Pizza Sample
Сначала мы начинаем с одного единственного рецепта – покажите участникам, как делается Пицца Гавайская:

  • Основа
    • отрежьте долю и отогните край
  • Томатное пюре
    • закрасьте красным маркером
  • Добавьте 3 куска ветчины
    • куски розовой бумажки
  • Добавьте 3 куска ананаса
    • куски желтой бумажки

Печка нужна для того, чтобы приготовить вашу пиццу, и она имеет следующие характеристики:

  • После того, как печка начала работать нельзя добавить или вытащить куски пиццы
  • Пицца должна готовиться не меньше 30 секунд
  • Пицца сгорает после 45 секунд 🙂

Итак, вы открыли пиццерию и у вас есть команда, которая готова делать пиццу, чтобы удовлетворить спрос. Ну и заработать денег, не так ли?

Ход игры:

Этап 1: Делаем как можно больше пицц Гаваи, чтобы привлечь покупателей.
Дайте участникам построить свой процесс и научиться готовить пиццу. Каждая группа старается сделать как можно больше.

Совет: в ходе игры вам нужно будет объяснять командам детали, вводить новые условия и просто замерять эффективность команд. Четкого ограничения по времени нельзя делать, так как все будут под него «подстраиваться». Я просто смотрел за ходом игры и каждые 5-7 минут прерывал участников, чтобы начать следующий раунд.

Этап 2: Организация процесса.

Расскажите участникам кратко о сути Kanban. Канбан процесс строится на простых принципах:

  • Визуализация Потока Создания Ценностей (изготовления пиццы в нашем случае)
  • Ограничение Незавершенной Работы (НЗР) – это может быть количество или время
  • Оптимизация процесса, используя метрику Среднее Время Прохода (Lead Time) или другую, которая показывает отношение эффективности к общим затратам

В нашем случае мерить время хлопотно, поэтому введем простую систему баллов:

  • За каждую готовую пиццу +5 баллов
  • За неиспользованные материалы «штраф» – как и в реальной жизни мы должны экономить
    • Неиспользованная основа для пиццы -2 балла
    • Неиспользованные 3 куска ветчины/ананаса -1 балл
    • Сгоревшая пицца – все материалы считаются как неиспользованные

Итак, на этом этапе участники должны обозначить свои «рабочие станции» и договориться о первых ограничениях НЗР. Продолжайте делать пиццу Гавайская с учетом здравого смысла и эффективности.

Этап 3: Новая пицца – Вегетарианская!

Итак, вы прервали участников в какой-то момент после начала этапа 2 и померили их эффективность путем подсчета баллов. Надеюсь, что они не ушли в минус 😉

Теперь настало время ввести еще один вид пиццы – Вегетарианской. Ее рецепт прост:

  • Основа
    • отрежьте долю и отогните край
  • Томатное пюре
    • закрасьте красным маркером
  • добавьте 7 кусков рукколы
    • куски зеленой бумажки
  • ОСТОРОЖНО: руккола сгорает в печке!
    • добавляйте ее в конце, после печки

Также мы помним, что нормальная пиццерия обычно принимает заказы пачками, и в каждом заказе не одна пицца. Особенно, если компания большая :-).

Введите понятие заказа, в котором может быть любая комбинация двух видов пицц, но не увлекайтесь и не делайте заказы больше 4 штук одновременно, а то будет не так интересно.

Дайте участникам попробовать работать в новых условиях и через какое-то время посмотрите, как поменялась их эффективность, с учетом измененного процесса.

Вы можете сделать еще Этап 4 и Этап 5, каждый раз спришивая участников “что они могут улучшить?” и меряя их эффективность.

Обзор игры и выводы.

В конце обязательно дайте участникам время, чтобы обобщить полученный опыт. Попросите нарисовать на бумаге процесс, который у них получился, с рабочими станциями и ограничениями, которые они использовали.

Если у вас несколько команд, то попросите каждую рассказать об их особенностях и вместе обсудите, что им мешало или, наоборот, помогало быть эффективными.

Вот пожалуй и все, играйте наздоровье. Если что-то неясно, напишите мне. Отдельно я буду признателен, если участники поделятся фотографиями, а то мне было не до этого :-).

Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наш RSS, и тогда вы точно не пропустите описания новых игр и отчеты по прошедших игровых сессиях.

Пиццерия, как пример построения Kanban процесса или Kanban-Pizza Game
Tagged on:                     

4 thoughts on “Пиццерия, как пример построения Kanban процесса или Kanban-Pizza Game

  • Спасибо за пост! После проведения подобного воркшопа внутри компании остался только один вопрос: правильно ли то, что команды не знали точное время окончания раунда (время сдачи пиццы)? – в комментариях написано что “Я просто смотрел за ходом игры и каждые 5-7 минут прерывал участников, чтобы начать следующий раунд.”

    Формулируя вопрос – как связана на практике такая ситуация что команда не знает какое время у нее есть чтобы сделать продукт (его часть..)?

    Наверное, это может быть связано с двумя вариантами:
    1) Команда должна быть готовой всегда идти в лайф
    2) Этот параметр добавляет rush’a

    Спасибо за ответ!

    1. Это же Канбан и пиццерия! 🙂

      Мы доставляем продукт сразу, как он готов. При потоковой работе нет “времени сдачи пиццы” – вы несете ее покупателям, как только готова и пока она горячая.

      В связи с этим, не должно быть специального времени замера – мы просто время от времени смотрим на метрики, чтобы понять насколько мы эффективная команда.

      В работе мы используем Lead Time – среднее время доставки одного элемента, имеющего ценность. В игре измерять время сложно, проще замерять соотношения пользы и потерь, как и описано.

      Я специально говорю, что нет конкретного времени замера, иначе все будут “подгонять” результаты под замеры 😉

      1. О! еще важный момент – раунды мы делаем, чтобы вводить правила постепенно. Если ваша команда не первый раз играет, то можете попробовать без раундов – сразу начать с максимальным набором правил и просто время от времени смотреть метрики.

Comments are closed.