В преддверии «Бэклоговедение в Scrum» – следующего модуля из цикла «Agile своими силами», я перебирал заметки и мысли на тему того, как владельцы продукта расставляют приоритеты. Положа руку на сердце, если судить из моего личного опыта, многие делают это спонтанно и интуитивно.
Достаточно ли руководствоваться одной интуицией или этого мало? Вопрос риторический, и как иллюстрацию можно привести диалог Люка Скайуокера и Оби Вана Кеноби из IV части «Звездных войн». Когда Люк только только тренировался на борту «Тысячелетнего Ястреба» обращаться с лазерной саблей, то его учитель предложил ему закрыть глаза щитком и продолжить вслепую. «Твои глаза могут тебя подвести. Не доверяй им. Полагайся на свои чувства», – сказал Кеноби.
Этой интересной аналогией меня заинтересовал Роман Пичлер – автор книги «Agile Product Management with Scrum» о которой я уже когда-то писал.
Существует множество «научных» подходов, направленных на анализ пользователей, их нужд и желаний, а также приоритезации исходя из максимизации прибыли. Роман иллюстрирует идею вот так:
В тоже время, бесспорной является роль интуиции в принятии решений о приоритетах. Все мы хотим Видения Продукта, и именно на нем зачастую базируются решения хороших Владельцев Продукта. Чувствовать, что правильно делать и, как результат, быстро принимать решения – это то, что хотят многие команды. Такой подход прямо противоположен предыдущему и его можно отобразить вот так:
В то же время, за что я люблю Scrum и родственные методологии, это за то, что пропагандируется эмпирический подход, т.е. подход к созданию и развитию продуктов, систем, проектов, на основе данных полученных после краткосрочного периода.
Чем быстрее мы проверим реальностью каждую свою идею, тем меньше шансов, что мы делаем что-то не то в долгосрочной перспективе. В то же время, долго собирать данные, чтобы решить, что делать дальше – тоже непозволительная роскошь. За то время, что вы думаете, можно уже провести эксперимент и получить опыт.
«Мыслите масштабами небольшого start-up, даже если вы делаете продукт в огромной корпорации», – это я говорю своим клиентам и на своих тренингах по управлению продуктом.
Инновации лежат в области интуиции, тем не менее интуиция и инновации основаны на багаже знаний и опыта, который у вас есть. Идеи не проверенные реальностью остаются всего лишь мечтами, а не инновациями. Замечательные результаты, всегда идут на стыке:
Если вспомнить завершение упомянутого эпизода «Звездные войны», то Люк положился на интуицию, сбрасывая ракеты в шахту «Звезды Смерти». Правда перед этим он упоминал, что все детство провел на родном Татуине, охотясь на песчаных крыс, которые как раз такого же размера :-). Вот и думайте, что это было: накопленный опыт или интуиция?
One thought on “Что важнее для Владельца Продукта: данные или интуиция? Или чему мы можем научиться у «Звездных Войн»”
Comments are closed.