Когда-то, после третьего курса, у меня выдалось лето, когда я уволился с одной работы и не нашел еще следующую. Один мой знакомый старшекурсник попросил заменить его на дежурстве за компьютером в приемной комиссии. Не знаю, за какие долги заслуги он попал туда, но так или иначе мне выпал шанс поработать бок о бок с преподавателями с разных кафедр моего факультета.
Главный урок, который я вынес из той работы – это то, что преподаватели, такие же люди как и я. До этого мое отношение к ним было, как и у всех младшекурсников, немного с трепетом и пиететом. Когда я посидел с ними пару недель каждый день с утра и до вечера, как говорят в народе «попил с ними пива», я открыл для себя их чисто человеческие стороны. После этого мне было гораздо легче общаться с ними в каждодневной обстановке: договариваться, продвигать свои идеи. А иногда просто было приятно поздороваться в коридоре.
Сейчас, как консультант и коуч, я работаю с людьми на разных уровнях компании. Приходится общаться и с командами, и со скрам-мастерами, менеджерами, иногда с СТО, VP of Engineering, CEO и другими ведущими людьми в компании. И вот когда я начинаю чувствовать пиетет перед «должностью» человека, с кем мне предстоит общаться, я напоминаю себе, что они всего лишь люди.
И я настраиваю себя на то, что как и у любых людей, у них есть проблемы как рабочего, так и личного характера. И если расспросить их о том, что их беспокоит, я смогу лучше понять, чем им помочь. Если это рабочие вопросы, возможно, я смогу подсказать им направление исходя из моих знаний и опыта или хотя бы помочь им четче сформулировать проблему и уже самим найти решение. Иногда бывает, что разговор о личном, помогает наладить взаимоотношения, особенно, если вдруг у нас одинаковые хобби или семейные ситуации или другие точки взаимных интересов.
Все это я рассказываю к тому, что важно постоянно помнить о том, что мы имеем дело с людьми, а уже во вторую очередь с процессами, практиками и инструментами. Когда вы вводите новые процессы, новые методы работы, новую философию компании – вы сталкиваетесь с людьми и их страхом изменений. Бывают ситуации, когда у людей этот страх оказывается сильнее здравого смысла или неясность ситуации не дает им побороть такой страх.
В таких ситуациях, я рекомендую вспомнить о том, что они – всего лишь люди 🙂. Узнайте, чего этот человек может бояться, что он может потерять при внедрении новых методов. Это может затрагивать его профессиональную сферу, его положение в компании, а возможно, и личные аспекты. Постарайтесь помочь человеку побороть этот внутренний страх, путем того, что объясните, зачем эти изменения и к чему вы идете; какова возможная выгода для этого человека лично и для команды в целом. Мой опыт показывает, что люди, поборовшие внутренние страхи с вашей помощью, становятся вашими сторонниками или хотя бы испытывают к вам определенное доверие.
В конце концов, все мы – всего лишь люди, и личные взаимоотношения не заменят никакие предписанные правила или процессы. Не зря это было вставлено, как часть Agile manifesto, и является одной из ключевых ценностей.
Оставайтесь с нами, и не стесняйтесь делиться своими проблемами и идеями, ведь мы – всего лишь люди 😉