Сегодня слово «микроменеджмент» мы все чаще слышим в негативном контексте, и очевидно, мало кому хочется работать, когда его постоянно «менеджерят» 🙂 Тем не менее, большинству людей часто приходится работать в условиях микроменеджмента.

Это происходит когда, например, руководитель следует каждому писанному и неписанному правилу, контролируя своих сотрудников, он следит за каждой деталью проекта или задачи, и создается впечатление, что без него невозможно ничего выполнить в принципе. Все это ведет к весьма гнетущей обстановке, к низкой продуктивности, снижению морального духа в коллективе, и как естественный результат – высокой текучести кадров.

Но если вам нравится и работа, и то что вы делаете, а по сути руководитель – это единственное слабое звено в этой цепи, то встает вопрос: «Что же можно сделать, чтобы улучшить свое положение? Как избежать этого микроменеджмента?»

Здесь мы не будем говорить о каком-то специфическом виде работы, где без такого тотального контроля не обойтись, когда это связано с угрозой человеческой жизни, или ошибки могут стоить огромных денег, хотя даже в таких ситуациях можно попробовать что-то сделать, но не факт, что вам разрешат 🙂

Почему людям не нравится микроменеджмент?

  1. Микроменеджмент не оставляет места для творчества
  2. Может привести к стрессу, потому что человек находится под постоянным давлением
  3. Он требует гораздо больше времени, так как каждый шаг требует согласования
  4. Не дает возможности профессионально развиваться

И так далее и тому подобное.

 Что же можно со всем этим сделать?

Отнеситесь к себе критически. Это не просто. Возможно причина не только в руководителе. Задайте себе вопросы:

  • Руководитель ведет себя так только со мной?
  • Давал ли я повод руководителю не доверять мне?
  • Пропускал ли я важные сроки?
  • Бывает ли и как часто, что я не могу сосредоточиться?
  • Хорошо ли я контактирую с людьми? Всегда ли мне удается донести свою мысль до окружающих?
  • Всегда ли я правильно распознаю важность писем, присылаемых руководителем?

Это сложные вопросы, и на них самому себе трудно ответить объективно. Если у вас сложились доверительные отношения с коллегами, можете попросить их помочь вам с ответами на эти вопросы. Очень хорошо может помочь «Окно Джохари»,  чтобы  взглянуть на себя со стороны и получить более четкое представление о своих рабочих привычках.

Если с ответами на эти вопросы все в порядке, то можно кое-что сделать, чтобы улучшить ситуацию:

  • Помогите своему руководителю более эффективно делегировать вам задачи: попросите  всю нужную информацию заранее и назначьте сами несколько сроков, в которые вы ему будете отчитываться.
  • Проявите инициативу и возьмите какой-то проект или задачу, в выполнении которых вы уверены, на общественных началах. Это покажет ваши навыки, и повысит доверие руководителя.
  • Убедитесь, что вы регулярно сообщаете о прогрессе работы руководителю. Возможно, он запрашивает информацию, так как давно ничего не слышал о том, как все продвигается.
  • Помните, что руководитель тоже человек и ему свойственно ошибаться. Помогите ему избавиться от привычек микроменеджмента 🙂
  • Помогите руководителю увидеть, что есть лучший способ с вами взаимодействовать, чем микроменеджмент.

Часто руководитель ударяется в микроменеджмент от некой безысходности: невозможности полноценно делегировать, невозможности увидеть всю картину целиком, когда никто из сотрудников на себя не берет инициативу. Если обе стороны осознают, что это мешает их работе, они могут сообща решить эту проблему, но это редкость. Так что выбор за каждым самостоятельно 🙂

P.S. Кстати, вот тут мне подумалось, что, наверное, работа по Scrum должна предотвратить такое явление как микроменеджмент в принципе?

Как избежать микроменеджмента

2 thoughts on “Как избежать микроменеджмента

    1. Точно! 
      Майк Кон когда-то написал прямо такой пост “Ssssh… Agile is All About Micromanagement” http://blog.mountaingoatsoftware.com/ssssh-agile-is-all-about-micromanaging

      Да, Agile и Scrum – это про микроменеджмент, только про микроменеджмент команды самой себя, к собственной выгоде 🙂

Comments are closed.