Тему ежедневных встреч мы освещали уже не один раз, и все равно каждый раз можно найти новые аспекты, на которые стоит обратить внимание. Как раз обилие не рассказанных идей и подтолкнуло меня к теме моего выступления на первой онлайн конференции ITBrunch, которая состоялась недавно. Тем более, что первая встреча называлась «в гостях у Agile практиков», поэтому грех не поделиться накопленным опытом.

Отдельно хочется сказать огромное спасибо всем, кто пришел. Аудитория была замечательная, вопросы интересные и вдумчивые. Ниже привожу слайды своей презентации и ответы на вопросы.

Вопрос: Как штрафовать регулярных прогульщиков митингов, даже если им время удобно?

Прежде чем наказывать, нужно все-таки постараться разобраться, в чем причина опозданий. Если время вроде удобно, то скорее всего это осознанное или бессознательное нежелание тратить свое время на них. Если ежедневные встречи превращаются в рутину, то это может вызывать такую реакцию «а прогуляю-ка я встречу». Отсутствует ощущение ценности этой встречи. Вы ведь не опаздываете на интересный фильм в кинотеатре? :-).

Если же уже дошло до «мотивации от противного», с этой негативной привычкой опаздывать можно бороться вытесняя ее шутливыми наказаниями. Причем, «символические штрафы» в общую копилку, как правило, работают плохо. Лучше работают идеи вроде носить «колпак опоздавшего» или выполнять другую работу или действие, которое в нормальном состоянии человек предпочтет не делать. Хотя бы даже быть «дежурным по обновлению доски задач», как предложила Надя Земскова.

Вопрос: Что делать, если у одного члена команды есть важная информация для всех, но он не укладывается в отведенное время?

Во время доклада я постарался четко донести мысль: нужно разделять Daily Scrum и другие встречи. Никто не запрещает вам провести несколько встреч подряд, раз уж все собрались вместе (особенно, если у вас видео-конференция с другим офисом). Закончите синхронизацию как можно быстрее и можете перейти к следующей встрече по координации действий. Особенно, если придется перепланировать работу или договориться о решениях, которые могут серьезно повлиять на дальнейшую работу – тут в 15 минут не уложиться в любом случае.

Вопрос: модерацией должен заниматься скрам мастер? Каковы советы в этом случае

По умолчанию роль ScrumMaster как раз и нужна для модерации встреч. Если у вас опытная команда и все уже хорошо знают, как сделать встречу эффективной, то можете назначать дежурного модератора. Хотя, модерация – это тоже навык, и его нужно «прокачивать», чтобы встречи шли интересно и эффективно. Так что обычно ScrumMaster и ценен такими навыками.

Вопрос: Можете порекомендовать хорошие материалы по do/don’ts по daily scrum?

Чего-то специально подобранного на ум не приходит. Могу порекомендовать почитать все наши посты на тему daily stand up, которые собственно и известны как Daily Scrum, они же Ежедневные Встречи.

Вопрос: ежедневные встречи в распределенных командах с 10 часовым смещением по времени. У них эта встреча утром, а у нас вечером. Что тут можно посоветовать?

В первую очередь, не забывайте, что эта встреча для: синхронизации общей картины, координации усилий, выравнивания личных планов, а также для напоминания о взятых на себя обязательствах.

В то же время, если вам хочется дополнительной синхронизации «локально», то никто не запрещает вам провести короткую встречу утром, а вечером уже более масштабно синхронизировать все офисы. Многие команды, с которыми мне доводилось или доводиться работать, так и делают.

Вопрос: Нужно ли на дейлискрамах говорить, что ты будешь делать сегодня или что ты сделал вчера?

Есть три рекомендованных вопроса, которые помогают быстро обменяться информацией и скоординировать усилия. Когда-то я писал об этих «вопросах дня» и как синхронизировать усилия команды.

Важно говорить о том, что каждый сделал, и если работа в процессе, то достаточно просто об этом сказать. Опять же, если у нас совместная командная работа, то на сегодня каждый планирует что-то, что поможет команде приблизится к цели. Конечно могут быть проблемы с отдельными несознательными и не-командными игроками, но это тема отдельного разговора :-).

Вопрос: Требуется ли присутствие владельца продукта на ежедневных встречах?

Нет, явно это не требуется, хотя многие команды (у которых нормальные отношения с Владельцем Продукта) предпочитают проводить совместную встречу. Таким образом не приходится дважды повторять о том, что у нас проблема, сразу ясно общее положение дел, а заодно есть возможность узнать что-то новое со стороны бизнеса или просто получить быстрый ответ на вопрос.

Вопрос: для некоторых дистрибьютед команд собраться на митинг ОЧЕНЬ сложно, поэтому получасовой дейли скрам для них лучше, чем 15-минутный…

Я уже писал когда-то о том, как сделать ежедневные встречи действительно короткими, а потом даже писал продолжение темы. Да и в самом докладе об этом говорил.

Иногда это вопрос дисциплины и привычки. Лично у меня был опыт проведения ежедневных встреч в распределенной команде (т.е. часть команды в отдельном офисе) из 11 человек и мы прекрасно вкладывались в отведенные 15 минут. Поверьте, это не сложно.

Вопрос: Что делать, если полкоманды с завидной периодичностью опаздывают на стендапы или вообще не приходят?

Это я собственно я и рассказывал в самом выступлении, когда говорил, что «утро у всех разное» 🙂

Слайды уже со звуком, буду признателен за комментарии и новые вопросы. Следите за нашим RSS и будущими постами.

Daily Scrum – обязаловка или полезная практика? (доклад на онлайн конференции ITBrunch)
Tagged on: