Устранение препятствий (removing impediments) одна из практик, являющихся неотъемлемой частью любого успешного процесса. Даже одним из рекомендованных для ежедневных встреч вопросов является «что нам мешает двигаться к цели?». Вроде бы все просто – выявляем проблему и решаем ее :-).
Все становится немного сложнее, когда доходит до человеческих взаимоотношений и особенно работы в командах. Когда доходит до устранения препятствий на практике, то можно обнаружить очень интересные кейсы. Вот несколько примеров того, как можно понять, что у вас проблемы с устранением проблем.
«Должен ли только Scrum Master заниматься устранением препятствий»? Такой вопрос мне неоднократно задавали участники конференций, моих тренингов или команды, которые только недавно начали использовать Scrum-методологию. Я могу однозначно сказать, что у вас проблема, если только Scrum Master занимается устранением препятствий. Препятствия бывают разными – зачастую просто техническими, которые могут и должны устранять члены команды. Порой бывают организационные, которые нужно выносить на более высокий уровень руководства. Ну и все остальные виды, в которых Scrum Master иногда должен лишь отслеживать ход их разрешения.
Еще одним признаком того, что у вас проблема с устранением препятствий, является то, что список препятствий (impediments backlog) живет в записной книжке Scrum Master-а. Вся команда должна знать, что нам мешает, и «сделать проблемы видимыми» – это еще один пример использования «информационных радиаторов».
Одна знакомая команда завела простой impediments backlog в углу доски, рядом с которой они сидят. Два простых состояния: «Проблема существует» и «Проблема решена», – позволяют отслеживать ситуацию. Учитывая, что команда работает с иностранным заказчиком, то полезно отмечать на какой стороне решается проблема. Это всего лишь один из примеров, как сделать проблемы видимыми. Уверен, у вас найдется еще много других идей, которые работают для вашей команды.
Итак, вы завели на доске список препятствий. У вас проблема, если он остается пустым :-). Не нужно его беречь для грандиозных проблем – пишите туда все, что вы озвучиваете на ежедневных встречах и ретроспективах. А иногда лучше записать сразу, как только обнаружили проблему, и потом озвучить ее на следующей встрече.
В то же время, не забывайте решать эти проблемы. Если ваш список нерешенных препятствий растет быстрее, чем вы их решаете – у вас точно проблема. Это как в метафоре: «Если у вас капает из крана, то можно просто вытирать воду или подставить чашку, но это не решит проблему – проще починить кран». Возможно, огромное количество мелких препятствий на доске – лишь признак того, что у вас «поломался кран» или даже «прорвало трубу». Остановитесь и подумайте, что является основной причиной и устраните корневую проблему.
И, наконец, в некоторых командах бывает проблема, что список препятствий не меняется и не обновляется. Scrum Master и каждый, кто отвечает за устранение того или иного препятствия, обязан обновлять состояние и сообщать своим коллегам о ходе дел. Это как минимум добавляет прозрачности, а еще и мотивирует не забивать забывать о том, что нужно что-то делать с этой проблемой. Если ваши проблемы грандиозны, то разбейти их на более мелкие, ведь «слона нужно есть по частям» :-).
Желаю вам, чтобы у вас не было проблем с устранением проблем. Оставайтесь с нами.