О доверии можно говорить много и долго. Мы нуждаемся в доверии наших близких, хотим доверять нашим друзьям, ждем доверия от детей, и уж конечно нам комфортно работать в доверительной атмосфере.
И тут встает главный вопрос – как научиться доверять кому-то? Порой мы сами себе не можем доверять. А уж что говорить о других? Можно любить человека, но не доверять ему. Можно проработать много лет вместе с человеком, но так и не начать доверять ему. Вероятно, что настоящее полное безоглядное доверие – это очень большая редкость, поэтому нам приходится мириться с некоторыми слабыми местами.
И все же – что такое доверие, в чем оно заключается, что его создает и из чего оно состоит?
Для ответов на эти вопросы можно воспользоваться моделью TRUST – пять компонентов доверия, английские названия которых образуют анаграмму.
T – Truthfulness – Искренность
R – Respect – Уважение
U – Understanding – Понимание
S – Support – Поддержка
T – Time – Время
Эти слова для каждого означают что-то свое, поэтому я попробую более детально описать, что эти компоненты означают для доверия в команде, а вы уже сможете оценить, что происходит у вас в команде в данный момент и выявить, что нужно изменить в отношениях.
Искренность
- Свободное выражение эмоций
- Честность в отношении даже трудных областей
- Отказ от оправданий
- Умение говорить все как есть
Уважение
- Принимать коллег такими, какие они есть
- Умение слушать
- Интерес к мнению коллег
- Умение проверять правильно ли тебя поняли, а не строить гипотезы
- Отказ от обвинений
- Открытость
- Отказ от соревнований друг с другом
- Привычка спрашивать согласия коллег, прежде чем принимать решения, которые могут повлиять на них
Понимание
- Умение смириться с недостатками коллег
- Настройка на то, что говорит коллега
- Конструктивная обратная связь
- Умение задавать нужные вопросы
- Активное слушание
- Умение примириться с разными точками зрения
- Умение точно повторить то, что сказали
Поддержка
- Доступность каждого члена команды для других
- Способность вовремя предложить свою помощь коллеге
- Умение просить о помощи
- Понимание друг друга и взаимная помощь
Время
- Умение выделить время на общение
- Полноценное общение
- Умение промолчать, давая другим высказаться
- Умение ценить чужое время
Если подавляющее большинство моментов присутствует в вашей команде, то с доверием можно сказать, все в порядке. Если же нет – то вы видите проблемные области, и над ними можно и нужно работать.
Построить доверие очень тяжело, потерять же его – легче простого.