Мы уже немало советов дали о том, как проводить Ретроспективы – встречи направленные на улучшение работы команды. Одним из самых сложных моментов остается «с чего начать», как сделать эту встречу полезной, а самое главное, как «включить» в работу всех участников.
Когда на ретроспективу собралась вся команда, и ведущий напомнил правила и цели встречи, самое время вспомнить, как мы прожили прошлый спринт, чтобы выявить основные идеи для улучшения. Одним из возможных форматов начала ретроспективы может быть «История нашего Спринта». Начните с фразы «однажды, у нас был спринт длинной две недели…» (или сколько у вас недель). Потом человек слева от вас добавляет свое предложение или хотя бы пару слов. Потом следующий участник за ним и так далее по кругу. Общайтесь до тех пор, пока все не выскажутся хотя бы по разу или, если дискуссия приобретает интересное направление, то до тех пор, пока сохраняется ценность высказываний.
Такой формат позволяет одновременно достичь сразу нескольких целей:
- Высказавшись хотя бы по разу, участники «раскрываются» и чувствуют себя более свободно в дальнейших обсуждениях
- Вы легко собираете общие воспоминания и виденье того, как прошел спринт
- Почти наверняка будут озвучены основные проблемные области, особенно если несколько человек подряд их упомянуло. После этого сбор идей «что можно улучшить» значительно упрощается
- И, конечно, такой формат может быть достаточно веселым и внести разнообразие
Для команд, которые уже сработались и постоянно ищут способы улучшить свои результаты, можно посоветовать дополнение в виде «Истории БУДУЩЕГО Спринта». Т.е. после того, как вы выделили несколько идей для улучшения и сделали план действий по их достижению, вы можете совместно представить, как пройдет ваш следующий спринт. Это фокусирует команду как и «самонаводящиеся действия», помогает собрать общее виденье Цели Спринта. А если вы вдруг воспользуетесь аудио записью, то на следующей ретроспективе вы сможете прослушать ее вначале и потом обсудить чего вы достигли, а чего не смогли :-).
Что интересно, опытные бизнес тренеры узнают в описанном формате одно из упражнений для тренингов, а опытные командные коучи, могут вспомнить и о других подобных способах фокусировать усилия команд. Я благодарен Майку Саттону, за то, что он предложил объединить эти простые идеи в такой замечательный формат ретроспективы.
Действительно, можно использовать простые идеи, чтобы добиться чего-то, и не выдумывать что-то новое. Не зря простота является одним из принципов в Agile manifesto ;-).
Подписывайтесь на наш RSS, чтобы не пропустить еще больше простых идей, которые могут помочь вам и вашим командам.
У меня вопрос насчет ретроспектив:
Я довольно долго проработал в команде со Скрамом. И вот что заметил,
на рестроспективах обычно выявляются и сильные стороны спринта и проблемы спринта. Причем проблемы записываются, назначаются отвественный за их решение. Но в 95% случаях этт проблемы оставалтсь из спринта в спринт. Принцип был такой – кому надо тот и решает эти проблемы, тот кто поднял проблемы – пусть и решает сам. Складывалось впечатление, что процесс ради процесса. Хотелось бы узнать, что тут делать ?
Олег, если команда не заинтересована в принимаемых решениях, то тут уже проблемы не со скрам, а с командной работой (мы об этом тоже рассказывали) 🙂
Возможно, стоит попробовать совместно выделять те улучшения, которые интересны большинству. Например “точечным” голосованием, т.е. когда каждый может проголосовать за 3 улучшения, которые нравятся лично ему и поставить точку на карточке. Потом смотрите какие улучшения набрали больше “голосов” и именно их делайте. Причем привлекайте больше чем одного участника.
Отдельно, стоит посмотреть на то, как вы формулируете свои цели. Вот, например, был пост на эту тему http://tim.com.ua/2010/11/heatseeking-actions/