Мы не можем научить других слушать нас, а вот сами мы можем научиться активно слушать других. Люди любят говорить гораздо больше, чем слушать. Не всем важно быть услышанными, некоторые любят просто попустословить. И все же если исходить из предположения, что люди говорят для того, чтобы быть услышанными, иногда стоит постараться услышать. И став лучшим слушателем, можно только выиграть. Это помогает лучше договариваться, избегать конфликтов и недоразумений 🙂
В прошлый раз я писала об ошибках «активного слушания», сегодня хочется определиться с его основными моментами. Хотя слово «активное» не совсем точно отображает все то, что за ним стоит. Его еще называют эмпатийным слушанием, а я бы это назвала – вовлеченным слушанием
Основные элементы вовлеченного слушания
- Пристальное внимание и полная вовлеченность в то, что говорит собеседник. Здесь подразумевается, что мы смотрим в глаза собеседнику, не думаем о чем-то отвлеченном, своем и т.п.
- Покажите, что вы слушаете. Это должны быть чем-то естественным для вас: кто-то привык кивать, кто-то иногда поддакивать, каждому свое – главное, чтобы это был ваш язык тела, а не чужой.
- Обеспечьте обратную связь. Наши личные предположения могут сильно искажать то, что мы слышим, так как мы обращаемся к своему опыту, забывая, что у собеседника он совсем иной. Поэтому как слушателю нам очень важно понять, о чем идет речь, и вопросы и уточнения здесь будут уместны.
- Задавайте вопросы на понимание.
- Перефразируйте, чтобы уточнить
- Дайте высказаться полностью, и лишь потом задавайте вопросы. Не прерывайте собеседника.
- Реагируйте, не забывая о здравом смысле. Активное слушание подразумевает уважение к собеседнику и желание его понять. Нападки ни к чему хорошему не приведут. А вот если вы будете открыты и честны, будете отстаивать свое мнение с уважением, контролируя себя, можно добиться немалых успехов.
- Замечайте чувства собеседника. Если собеседник увидит, что его «чувствуют», он может рассказать гораздо больше.
- Будьте терпеливы как к собеседнику, так и к себе. Не все сразу может получиться.
- Не притворяйтесь. Не стоит говорить о том, чего не знаете.
- Слушайте все, а не только то, что кажется вам нужным и интересным. Любая информация может оказаться бесценной.
- Напоминайте себе, что ваша цель – по-настоящему услышать то, что говорит другой человек. Важно стремиться полностью сосредоточиться на словах собеседника. Только так ваша беседа принесет желаемый результат.
Хорошие коммуникативные способности – это не только умение красиво говорить и поддержать любую беседу, а и умение слушать. Все эти навыки требуют высокого уровня самосознания – нужно не только услышать слова другого человека, но попытаться понять все его «сообщение» полностью.