Нам даны 2 уха и всего один рот, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить. Но слушать и слышать – это  не одно и то же. И то насколько хорошо мы умеем слушать и слышать, оказывает большое влияние как на эффективность нашей работы (и тут я совсем не имею в виду профессию психоаналитика 🙂 ), так и на качество наших отношений с другими.

Человек постоянно что-то или кого-то слушает. Получается, что вроде бы мы постоянно находимся в «слушании», и значит должны быть очень хороши в этом. Но не тут-то было! По различным оценкам всяких исследований, человек помнит 25-50% из того, что услышал. А это значит, что из того, что вы в течение 10 минут что-то рассказывали своим коллегам (жене, мужу, ребенку, начальнику – нужное подчеркнуть), они обратили внимание менее чем на половину разговора. Ужасает 🙁

Какие же основные ошибки допускаются при попытке слушать:

  1. Отвлечение на происходящее вокруг
  2. Попытка слушать и что-то делать одновременно
  3. Отвлечение на свои мысли
  4. Потеря внимания
  5. Привнесение личного: попытка подумать о контраргументе отвлекает от сути речи собеседника
  6. Перебивание своими высказываниями
  7. Давать советы
  8. Наставление: «надо бы», «следовало бы» – порождают  защитные реакции, чувство вины, чувство обиды, что сводит разговор на нет
  9. Угрозы – намеки или прямое заявление, что человек  испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение (порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем)
  10. “Попугайские” фразы лишь создают иллюзию понимания. Настоящее активное слушание подразумевает заключение об истинном значении слов собеседника
  11. Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», а не смотрите ему просто в глаза, то  тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично
  12. Заканчивать предложение вместо собеседника: дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль
  13. Критика: пока полностью непонятно то, что говорит собеседник, не стоит критиковать ни его, ни его идею
  14. Полемика: если собеседнику постоянно приходится доказывать свое право на собственное мнение, то, скорее всего, вы никогда не поймете, что же он хочет сказать
  15. Концентрация внимания на самом себе: если ваши ответы на чье-то сообщение переводят разговор на вас, ваше мнение и ваши интересы, значит, вы перестали слушать и стали доминировать в беседе

Это основные, наиболее часто встречающиеся ошибки. Избегая их, уже можно сделать немало в направлении улучшения своих навыков слушания.

Основными элементами активного слушания я поделюсь в следующий раз. Если не хотите пропустить, подписывайтесь на наши обновления.

Активное слушание: основные ошибки