Нам даны 2 уха и всего один рот, чтобы слушать вдвое больше, чем говорить. Но слушать и слышать – это не одно и то же. И то насколько хорошо мы умеем слушать и слышать, оказывает большое влияние как на эффективность нашей работы (и тут я совсем не имею в виду профессию психоаналитика 🙂 ), так и на качество наших отношений с другими.
Человек постоянно что-то или кого-то слушает. Получается, что вроде бы мы постоянно находимся в «слушании», и значит должны быть очень хороши в этом. Но не тут-то было! По различным оценкам всяких исследований, человек помнит 25-50% из того, что услышал. А это значит, что из того, что вы в течение 10 минут что-то рассказывали своим коллегам (жене, мужу, ребенку, начальнику – нужное подчеркнуть), они обратили внимание менее чем на половину разговора. Ужасает 🙁
Какие же основные ошибки допускаются при попытке слушать:
- Отвлечение на происходящее вокруг
- Попытка слушать и что-то делать одновременно
- Отвлечение на свои мысли
- Потеря внимания
- Привнесение личного: попытка подумать о контраргументе отвлекает от сути речи собеседника
- Перебивание своими высказываниями
- Давать советы
- Наставление: «надо бы», «следовало бы» – порождают защитные реакции, чувство вины, чувство обиды, что сводит разговор на нет
- Угрозы – намеки или прямое заявление, что человек испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение (порождает защиту, враждебность, обиду, уводит от проблем)
- “Попугайские” фразы лишь создают иллюзию понимания. Настоящее активное слушание подразумевает заключение об истинном значении слов собеседника
- Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», а не смотрите ему просто в глаза, то тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично
- Заканчивать предложение вместо собеседника: дайте человеку возможность самому понять и оформить мысль
- Критика: пока полностью непонятно то, что говорит собеседник, не стоит критиковать ни его, ни его идею
- Полемика: если собеседнику постоянно приходится доказывать свое право на собственное мнение, то, скорее всего, вы никогда не поймете, что же он хочет сказать
- Концентрация внимания на самом себе: если ваши ответы на чье-то сообщение переводят разговор на вас, ваше мнение и ваши интересы, значит, вы перестали слушать и стали доминировать в беседе
Это основные, наиболее часто встречающиеся ошибки. Избегая их, уже можно сделать немало в направлении улучшения своих навыков слушания.
Основными элементами активного слушания я поделюсь в следующий раз. Если не хотите пропустить, подписывайтесь на наши обновления.