Когда речь заходит о мотивации, всегда говорят о том, что руководители или менеджеры должны каким-то образом мотивировать своих подчиненных, при этом складывается впечатление, что у самих сотрудников эта мотивация вроде как не наблюдается.
Предположение, что люди в своем большинстве немотивированны, породило неимоверное количество литературы, видео, семинаров и т.п. И сегодня только тот руководитель, который упорно и целенаправленно не хочет ничего знать, не знаком, например, с пирамидой Маслоу или с факторами гигиены по Герцбергу. Все это приводит к тому, что руководители тяжело и много работают, чтобы их подчиненные оставались мотивированными, в то время как подчиненным нужно нечто другое.
Что руководители должны сделать в первую очередь – это разобраться с тем, что демотивирует людей.
Как выглядит демотивированный сотрудник? Он апатичен, его мало что интересует в рабочем процессе, он часто болеет, занят личными делами или попросту прогуливает, он не внимателен к срокам, результат его не волнует. Дальше отсутствие «мотивации» ведет к раздражительности, «отыгрывании» внутренней неудовлетворенности вовне, к контрпродуктивному поведению, агрессии и даже враждебности, причем чаще всего, естественно, по отношению к руководителю.
Хорошо, если такой сотрудник один. А если все? Или по крайней мере большинство?
Не все руководители хорошие психологи, поэтому в таких ситуациях чаще всего руководители решают, что раз «мотивация» не работает, прибегнем к жестким мерам: принуждение, запугивание, осуждение. Это может дать кратковременный эффект, но в целом это путь в никуда. К сожалению, не все это понимают.
Мотивация имеет в первую очередь эмоциональный аспект, а не рациональный. Невозможно сказать человеку: «Получай удовольствие от работы», если он сам этого не чувствует. И многие руководители сердятся на своих сотрудников за это: «Ну как же так? Я его мотивирую-мотивирую, а он не получает удовольствие…»
Эмоции – это движущая сила мотивации. Эмоции являются важной и неоспоримой частью жизни повседневной любой организации. Если же люди находятся в состоянии общей неудовлетворенности, надо хорошенько разобраться, что же их демотивирует.
Каким образом это сделать? Все зависит от ситуации и напряженности обстановки. Можно обсудить всей командой, аккуратно используя техники обратной связи, можно «проиграть» ситуации в игровой форме, можно провести беседы 1:1 и много чего другого.
Возможно, руководители и не могут мотивировать сотрудников, но они могут создать все условия для формирования самомотивации людей.
Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что мотивация сотрудников состоит из устранения демотиваторов и создания условий для самомотивации.