Ежедневные встречи, также известные как Stand Up, Daily Scrum и т.п., пожалуй, одна из самых популярных практик. Многие команды, которые совсем не работают по Scrum (а также многие, которые работают по «не совсем Скрам») применяют как минимум практику ежедневных встреч и даже получают от этого определенную пользу.
В то же время, как ни парадоксально, очень часто приходится слышать жалобы на то, что «наши встречи затягиваются на 30 минут и больше», что «они скучные и ненужные» и что «мы проводим их сидя». Знакомо? Обобщив свои наблюдения, хочу прокомментировать, почему так происходит, и рассказать, как с этим бороться.
Мы уже несколько раз обсуждали тему совещаний и даже давали советы, как с этим бороться. Для ежедневных встреч характерны все те же проблемы…
Проблема: Потеря фокуса или совмещение нескольких целей в одну встречу. У ежедневных встреч есть одна простая цель: синхронизировать усилия команды.
Проблема: долгие обсуждения и потеря интереса участниками. Иногда это могут быть излишние подробности, неинтересные всем присутствующим; иногда вообще сторонние обсуждения, а иногда попытка решать все проблемы прямо на месте.
Проблема: отсутствие ограничений по времени, несмотря на рекомендованную длину не более 15 минут, редко кто следит за временем.
Проблема: встреча проходит сидя, хотя неоднократно было замечено, что если вы стоите, то вам естественным образом хочется закончить побыстрее.
Список проблем можно и продолжать, хотя эти можно назвать основными. Что же с ними делать?
Совет первый: четко сформулируйте цель встречи. Если вы организатор или ведущий, то следите за этим. Мы уже рассказывали о специальных вопросах, которые помогут всем участникам быстро и эффективно обменяться информацией на ежедневной встрече.
Иногда поступают возражения «а что же делать с теми проблемами, которые мы нашли?». Проще всего договориться, что после первого круга синхронизации, мы перейдем к обсуждению решений – тогда это будет уже совсем другая встреча 🙂
Так, например, есть полезная практика Триа́ж (triage, от trier — отделять, отбирать). Отдельно от ежедневной встречи (сразу после или в любое удобное время) собираются представители менеджмента продукта, отдела качества и разработки, и вместе решают, что делать с ошибками, которые не относятся к тому, что сейчас в работе, а просто были найдены в последнее время. Решения принимаются простые: срочно взять в работу (и соответственно пересмотреть текущие планы), отложить до следующей итерации или вообще поместить вниз списка требований (бэклога).
Точно также, отдельной тематической встречей нужно проводить обсуждение новых пожеланий от заказчиков – возможно их нужно будет уточнить, оценить и расставить приоритеты, а это дело не на пару минут.
И, конечно же, обсуждения технических проблем – это вообще отдельный формат, в корне отличающийся от ежедневных встреч. Чаще всего такие обсуждения как раз и направлены на решение проблем и тут вам пригодятся все другие советы, которые мы уже давали.
Завтра я продолжу эту тему и дам еще советы о том, как сделать ежедневные встречи действительно короткими. Вы можете следить за новыми статьями через наш RSS.