Если у вас относительно небольшая компания по разработке софта или просто вы ведёте несколько проектов у одного заказчика, то наверняка вы сталкивались с опасениями при мысли о внедрении Agile подходов в вашу работу. Редко какая компания может позволить себе поменять «всё и сразу». Хотя, уже многие компании достигли состояния «так дальше жить нельзя» и активно смотрят по сторонам в поисках простых и предсказуемых методов управления проектами. Возможность видеть реальную ситуацию на проекте, адекватно предсказывать время поставки и отслеживать долгосрочные планы – это то, что заставляет многих менеджеров все чаще и чаще смотреть на существующие гибкие (Agile)  методы управления проектами и в частности Scrum методологию, как один из простых и в тоже время ясно описанных процессов.

За последние несколько месяцев я уже несколько раз столкнулся с необходимостью выбирать подопытных кроликов «пилотную» команду, которая начнёт использовать Scrum подход к управлению проектом. Такая команда обычно одна из группы команд, и остальные участники смотрят на их опыт, чтобы получить практические ответы о том «как это будет у нас». Опыт «пилотной» команды можно использовать как модель для других команд, или же наоборот, члены «пилотной» команды могут принять участие в разных командах и делиться уже своим практическим опытом на местах.

Понятно, что от правильного выбора «пилотной» команды будет зависеть многое. Лично я вдохновлялся идеями Майка Кона из книги «Succeeding with Agile», пропущенными через мой личный опыт работы в Скрам-командах.

Самым критическим фактором для такой команды будут, конечно же, люди. Идеально, если у вас есть возможность сформировать новую команду под проект, который вы собираетесь делать с использованием Scrum подхода. Даже если вы не собираете новую команду, то советую вам обратить внимание на наличие в команде следующих типов людей:

  • Фанаты Scrum – такие люди будут следить за правильным использованием методологии, объяснять, как вы работаете заказчикам и другим заинтересованным лицам.
  • Оптимисты – эти люди могут ясно понимать, что «как раньше жить нельзя», в тоже время, они могли быть не столь активны, убеждая всех в необходимости внедрения новых методов. Скорее всего, это будет большинство членов команды.
  • Адекватные скептики – такие люди обязательно нужны команде, чтобы время от времени задавать вопросы типа: «а нужно ли это делать?» или «а какие выгоды мы получим от таких изменений?». Слово «адекватные» тут играет важную роль, так как я подразумеваю, что эти люди не против изменений, просто они предпочитают «семь раз отмерять».
    Зачастую, после того, как процесс налаживается, такие люди становятся самыми лучшими сторонниками распространения Scrum или других Agile подходов на всю организацию, потому что они видели и понимают, как это работает и какие даёт выгоды. Более того, эти люди одни из лучших евангелистов, так как их репутация здравомыслящих людей стоит гораздо больше, чем толпа фанатов  с горящими глазами 🙂

Очень важно постоянно работать с ожиданиями всех лиц, участвующих во внедрении новой методологии, и своевременно их корректировать. Это могут быть заказчики (как и в случае аутсорсинга, так и в случае локальной разработки); менеджмент проекта или компании (которые от нового подхода ожидают ответов на свои вопросы); участники Scrum команды; соседние команды и т.п. Также важно постоянно анализировать текущую ситуацию на проекте и даже проводить расширенные ретроспективы с участием членов других команд и представителей менеджмента разных уровней.

Ну и не забывайте, что это всего лишь «пилотный» проект и право Scrum команды на ошибку – одна из неотъемлемых частей такого подхода. И команда, и остальные должны это понимать и принимать, чтобы избежать «страха провалиться» и тем самым гарантированно все испортить :-). «Пилотная» команда помогает понять, что и как нужно менять в организации, даже если конкретный проект, над которым она работала, оказался не самым удачным.

Как выбирать подходящий «пилотный» проект, мы поговорим в следующей статье. Подпишитесь на наш RSS и вы обязательно её прочитаете в ближайшее время.

Когда и как выбирать пилотные команды (часть 1)
Tagged on: