Зачем пост о туризме на блоге о методах улучшения командной работы, спросите вы. А мы ответим ниже 🙂
Туризм популярен среди айтишников. Крым и Кавказ повидали много туристских групп «из наших». А сколько еще повидают! Вот недавно один из коллег туристов-программистов говорит: «принес тебе книгу для менеджеров, почитай :-)» и дает мне издательство 1981г. «Психологический климат туристской группы», автор Э. Э. Линчевский.
Начинаю со Введения и читаю: «Однако при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения. Конфликты в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным происшествиям. Значит среди важнейших факторов успеха должен быть назван психологический климат туристской группы». Читаю книгу для менеджеров проекта, значит «туристская группа = проектная команда».
Интересная литература для менеджера 🙂 И в походе, и на проекте важны отношения и «климат». А советы, опубликованные в далеком 1981г. для руководителей туристских групп, все так же актуальны в 2010 для менеджеров.
Вот некоторые из них.
Принципы профилактики конфликтов:
- Объективность и уступчивость
Пока человек сосредоточен лишь на собственных интересах, всякое отступление от своей позиции для него выглядит как поражение. Но стоит взглянуть на дело шире, постараться понять и учесть заботы и мотивы тех, с кем столкнули обстоятельства, и то же самое отступление может получить совсем другую оценку.
- Ясность и доброжелательность
Усмотреть в словах или поступках собеседника НЕ тот смысл, который в них заложен, тем легче, чем туманнее выражает человек свои мысли и намерения. Учет других возможных толкований чужих слов или поступков и проверка достоверности собственного впечатления позволяет выявить одностороннее или взаимное заблуждение.
- Дистанция и самообладание
Увеличить дистанцию не мешает при любом осложнении отношений, а самообладание полезно во всех случаях жизни.
Рекомендации руководителю при выборе оптимального способа воздействия:
- Пользоваться в полемике только надежными, безупречными аргументами. Слабый аргумент немедленно становится мишенью для возражений, а опровержение хотя бы одного аргумента часто выглядит, как опровержение всего доказательства.
- Никакие заслуги не следует оставлять незамеченными. Даже те, что воспринимаются как должное. Однако оценки надо выносить по-разному: одного похвалить, другого –поблагодарить, третьему- сообщить, что о его поступке известно.
- Не превращать похвалу в наказание: никогда не противопоставлять того, кого отмечаешь, другим, дабы их не сталкивать.
- Чтобы добиться чего-либо от человека, надо стараться вызвать у него соответствующее побуждение.
- Выражая недовольство, делая замечание, не затрагивать личное достоинство человека – обсуждать только поступки.
- Оценку чужих действий начинать с положительных моментов и лишь затем высказывать критические замечания.
- Руководителю не следует бояться самокритики.
- Не надо стесняться показать свою заслугу – скромно и сдержанно, но весомо – там, где она оказалась незамеченной и не получила оценки.
Не устарели ли эти рекомендации с 1981г.? 🙂
P.S. Подпишитесь на наш RSS, чтобы не пропустить новые статьи.
Спасибо, Марианна, интересная заметка!
Насчет различий с 2010:
“Оценку чужих действий начинать с положительных моментов и лишь затем высказывать критические замечания.”
Я встречал обратную рекомендацию – сперва ругать, потом хвалить.
Вот только какая из них новее – не уверен 🙂
Пост сам по себе интересный… но ИМХО кто не умел работать с людьми – тому не поможет (слишком сжато), а кто умел – тому уже неинтересно. Я бы на эту тему писал посты с разбором конкретных кейсов. Общей теории уже, без обид, писано-переписано, а вот как это все применять в реальной жизни…
Сергей, согласен с вами. В книге Одноминутный менеджер от Кеннет Бланшар и Спенсер Джонсон есть похожая рекомендация “одноминутный выговор”.
И там как раз идет речь о том, что выговор состоит из двух половин. Цитирую:
Первая половина выговора:
2. Выговариваете людям сразу же после допущенной ими ошибки.
3. Говорите им, что конкретно они сделали неправильно.
4. Недвусмысленно говорите им, что вы чувствуете по поводу их ошибки.
5. На несколько секунд замолкаете, добиваясь полной и гнетущей тишины, чтобы они прочувствовали то, что испытываете вы.
Вторая половина выговора:
6. Пожимаете руки или иным образом даете понять, что вы на самом деле на их стороне.
7. Напоминаете им, как высоко вы цените их.
8. Подтверждаете, что вы хорошо относитесь к ним, но не к их работе в данной ситуации.
9. Понимаете, что, когда выговор завершен, он завершен навсегда.
Рекомендую прочитать эту книжку тоже – она всего 25 страниц 😉
С удовольствием опубликуем реальный кейс.
Последний раз достаточно интересно обсуждали “Незавершенная история одной команды” http://tim.com.ua/2010/03/a-team-story/
Краткое руководство к действию – актуально и сегодня, особенно в новом ракурсе. + к списку книг, которые нужно прочесть.
Эта книга есть в моей семейной библиотеке. Я вожу группы в водные походы в Карелию, а жена была инструктором горного туризма.
Поход – это сконцентрированная модель нашей жизни,
Как всегда теория проверяется на практике.
Был у меня случай. Мои друзья не смогли пойти в поход. Я расклеил по Алексеевке приглашения, набрал группу и пошли на Кереть. Это был один из худших походов. Группа была разнородная, с разными ценностными ориентирами, с разными моделями поведения… Этап эмоциональной активности затянулся, борьба за роли в группе была напряженной. Только ближе к концу похода удалось выровнять отношения в группе.
С тех пор я серьезнее отношусь к групповой совместимости, серьезнее подбираю будущих коллег в команду (и в походе, и в работе).
Многие рекомендации, приведенные в топике помогут
-вернее подбирать членов в команду
-выстраивать в группе, в коллективе рабочие отношения
Если ваша заслуга осталась без оценки, незамеченной – скромно и сдержанно покажите ее. Стеснения уместны в других случаях. 1981 год
… прошло 20 с лишним лет и сегодня это новый слоган – “Снес яйцо – кудахтай!”
Повторение мать учения 🙂 Дима, согласна с тобой, разбор конкретных кейсов очень помогает. Коллеги, приводите примеры кейсов и попробуем их вместе разобрать. Отличная идея!
Cейчас есть взгляд – “пилюля в сладкой оболочке” – похвалить/поругать/похвалить