Все любят играть в игры, особенно айтишники. И речь не только о компьютерных играх 😉 Скорее об играх, которые помогают лучше понять разные концепции или выработать определенные навыки. Не зря такие игры уже давно обязательная часть любого из наших мастер классов.
Есть еще игры, в которые можно играть отдельно от тренингов, что я тоже с удовольствием делаю. Например, игра “The Business Value Game” помогает понять разработчикам, как заказчики приоритезируют требования, а самим заказчикам выработать подходы, которые они потом могут успешно применять. Часто говорят, что Agile методы сосредотачиваются на том, чтобы доставить заказчикам наиболее ценную функциональность. Только, к сожалению, не так часто обсуждается, что подразумевается под словом «ценная» 🙁
Хорошо, если вы можете посчитать ожидаемую прибыль, хотя чаще всего это невозможно сделать напрямую. Идей может быть много: учитывать возможные потери, учитывать «счастливых пользователей» или даже то, как та или иная функция поможет самим разработчикам. Обещаю написать еще отдельный пост про подходы к приоритезации требований.
Собственно, поэтому такие бизнес-игры и интересны – они дают возможность экспериментировать в “безопасных” условиях. Хотя, если делать игру на несколько команд, то дух соревновательности присутствует не хуже, чем в реальном бизнесе 😉
Поэтому воспользовавшись возможностью, предоставленной компанией Сиклум, я решил сыграть по-крупному. Зачем мелочиться, давайте проведем игру на 100 человек сразу (ну, почти). Получилось очень интересно и познавательно! Целых 12 команд соревновались в том, как правильно планировать проекты и выбирать то, что важно и нужно делать, дабы заказчики были «хеппи». Оказывается это даже труднее, чем делать само программное обеспечение 🙂
Во время и после игры было много «инсайтов» (insight – озарение). Вот несколько самых ярких впечатлений участников…
Вы могли читать о том, что продукты нужно выпускать серией итераций и в тоже время гораздо нагляднее увидеть, как соседняя команда обходит вас по заработанным деньгам только за счет того, что они делали выпуск каждую итерацию, а вы решили «сэкономить» на одном из промежуточных релизов 🙂
Отдельно приходит понимание того, что ценность представляют не отдельные истории, а целые темы (эпики, MMF, проекты), к которым эти истории принадлежат. Как говорят «за деревьями леса не видно» и тот, кто понял это быстрее других, смог сосредоточится на выпуске того, что нужно заказчикам.
Про приоритезацию я уже обещал написать, тут главное помнить, что кроме ориентиров на «ценность», нужно еще не забывать о критичности сроков (дедлайнах), ограничениях и зависимостях от подрядчиков или предыдущих проектов. Поэтому иногда стоит смотреть немного вперед, чтобы вовремя выравнивать цели, а то и соответственно менять приоритеты.
Ну и конечно, важно знать скорость работы команды и ее возможности. Порой, четкий фокус во время итерации позволяет «сделать счастливым» хотя бы одного клиента, чем постоянно держать несчастными сразу нескольких.
Отдельного внимания заслуживает фраза одного из участников: «не все улучшения одинаково полезны!». Не всегда стоит кидаться прикручивать очередной новый фреймворк, стоит подумать и оценить ожидаемые выгоды. И дальше уже, как и для бизнес-функций, определять приоритет по соотношению выгоды и затрат.
Надеюсь, я смогу еще не раз провести эту и другие бизнес игры, будь то в рамках открытых или закрытых мероприятий. Хотите узнать когда? Подписывайтесь на RSS и следите за обновлениями.
Business Value Game действительно очень понравилась, и не только потому, что наша команда выиграла 🙂
Многие вещи, понятные при вдумчивом размышлении, стали вдруг ясны интуитивно и заиграли яркими красками. Побольше бы таких возможностей для инсайтов!
Андрей, в зависимости от целей и контекста я использую разные игры. Как я говорил, большинство ложатся в структуру тренинга.
Если вам хочется обсудить с командой конкретную тему (проблему), то для начала все-таки лучше как-то подвести людей к пониманию, что есть проблема – тут игры могут помочь, согласен.
В вашем конкретном случае, я бы порекомендовал “99 Test Balloons” (http://ow.ly/1Nysg) – она хорошо подчеркивает выгоды от создания “приемочных тестов” и вообще об интеграции разработки и тестирования.
Еще могу порекомендовать “Theory of Constraints Dice Game” (http://ow.ly/1Nytp) – яркую иллюстрацию “Теории Ограниченных Систем” Эли. Голдрата и с переходом на то, что тестеры могут быть “узким местом” для всей команды. Соответственно скорость работы всей команды будет тормозиться по самому медленному звену. А чтобы его ускорить, то можно реорганизовать работу тестировщиков таким образом, чтобы часть работы выполнялась еще до программирования и только маленький кусочек оставался после.
Расскажете впечатления, если поиграете 😉
А какие еще игры вы могли бы посоветовать?Интересуют игры, направленные на вскрытие проблем во внутрннем взаимодейии ви проекта – например между программистами и тестировщиками