Ни для кого не является секретом то, что беседой руководит тот, кто задает вопросы. Не важно, что это за беседа – руководителя и подчиненного, разговор друзей или просто знакомых. Если вы хотите, что-то узнать, как ни странно, вам нужно задавать вопросы 🙂
Самое главное, что вопросы нужно задавать так, чтобы вам хотели на них ответить.
Навряд ли вы получите вразумительный ответ от малознакомого человека, если спросите его в лоб: «И какая же у вас цель в жизни?» Да и разговор после такого вопроса не похоже, что «склеится».
Или еще один пример. Когда мы задаем вопросы «Почему…» с фокусом на прошлое, вероятность успеха такого разговора весьма низка. Почему? 🙂
Вот как обычно выглядят такие вопросы:
- Почему ты сделал это?
- Почему ты опоздал?
- Почему не сделал это во время?
- Почему не предупредил о проблемах?
Что делает человек, которому задают такие вопросы? Человек начнет оправдываться, так как у него возникает потребность защитить себя. Вопрос «Почему» не дает собеседнику двигаться дальше, человек «закрывается», и продолжить разговор крайне сложно.
Секрет первый
Мэрилин Аткинсон, тренер коучей, советует использовать вместо «Почему» – «Как», это настроит человека на более открытую беседу: «Как стала возможной эта ситуация?».
Секрет второй
И если посмотреть на предыдущий вопрос, то тут идет смещение с человека на ситуацию, что тоже играет немаловажную роль.
Секрет третий
Вопрос «Почему…» не стоит сбрасывать со счетов, он хорош при фокусе на будущее.
«Почему ты думаешь, что это решение будет полезным для нас?»
Секрет четвертый
Ну и самое главное, меньше говорите – больше слушайте. Будьте активным слушателем. На самом деле люди любят говорить, просто мало кто их любит слушать 🙁 Все это сродни психоанализу, где анализант должен много и долго говорить, чтобы докопаться до самой сути своих проблем.
Секрет пятый
Открытые вопросы не задают рамки, человек плывет на волне своих ассоциаций, мыслей и размышлений. Он будет вам благодарен, что вы его выслушали, а вы получите много информации, которая поможет вам переосмыслить интересующие вас вопросы.
Вот несколько примеры открытых вопросов:
- Чем я могу помочь тебе лучше выполнить твою работу?
- Что поднимает вам настроение?
- Какая работа была самой неприятной в вашей жизни?
- Что бы вы сделали, если бы стали руководить нашей компанией?
- Какие изменения нужно произвести, чтобы улучшить работу нашей команды?
Секрет шестой
Люди любят, когда с ними советуются, а не когда им дают указания.
Многие открытые вопросы, продолжая разговор, можно сделать еще более «открытыми», что может помочь обоим собеседникам найти истинное зерно.
Открытые вопросы помогают продуктивному управлению командами, они создают хорошую атмосферу внутри коллектива, и я уже молчу о так любимых сегодня лидерстве и коучинге, где умение правильно задавать вопросы является чуть ли не самым главным инструментом 🙂
Информативных вам разговоров! 🙂
А еще говорит что если хочешь чего-то от человека добиться, то прежде чем он скажет ДА на основной и главный вопрос, нужно чтобы он сказал ДА несколько раз на второстепенные вопросы, говоря другими словами нужно подводить человека к желаемому ответу, постепенно и поэтапно.