Перед тем как решать проблемы внутри команды, нужно сначала решить свои собственные. Для этого надо как минимум признать наличие проблемы, и дальше концентрироваться не на самой проблеме, а на ее решении. В одной компании, где я работала, у директора было очень хорошее неформальное правило: «Приходите ко мне не с проблемой, а с ее решением». Правда, это не всегда работало, но правило стоит взять на заметку.
Когда нужно решить проблему, можно предпринять такие шаги:
1. Найти позитивные моменты. Если хорошо покопаться, наверняка что-то да и найдется
2. Поискать новые возможности в решениях.
3. Выстроить сам путь решения. Для этого можно использовать и мозговой штурм, и mind-карты, и SWOT-анализ.
4. И собственно, сделать то, что наметили. При решении проблем «я могу» гораздо более важно, чем коэффициент интеллекта.
Это и есть мышление, которое ориентировано на результат.
Переходя к разрешению проблем внутри команд, опытному менеджеру стоит выступать в роли коуча. Он не предлагает готовых решений, а помогает группе прийти к собственным выводам в отношении того, что лучше всего предпринять в проблемной ситуации.
Как это можно сделать?
1. Стоит детально прояснить проблему: нам надо знать то, что мы не знаем. Потому что если мы что-то не знаем, мы додумываем 🙁
2. Переключить внимание с того, что мы делаем, на то, как мы делаем
3. Поделиться информацией
4. Использовать инструменты (мозговой штурм, mind-карты, SWOT-анализ)
5. Задавать открытые вопросы
6. Избегать ограничений в формулировках
7. Настаивать на своевременном решении проблем
Если же говорить о каких-то техниках, то Армен Петросян в заметке «Форма помогает извлекать содержание» дает хороший прием, который помогает сформулировать проблему и изменить её восприятие. Обратитесь к людям с просьбой:
“Опишите свою проблему письменно в четырёх предложениях”.
“А теперь опишите её в четырёх предложениях как Ваш шанс”.
Еще можно поиграть в игру, которая объединяет в себе многое из техник решения проблем. Просто если собраться командой и сказать: «А давайте-ка проиграем нашу проблему», люди смогут чуточку расслабиться, ведь игра – это игра 🙂
1. Набросайте 50 понятий (существительные, отглагольные существительные), связанных с обсуждаемой темой.
2. Если в команде больше 4 человек, разделите ее на группы по 3-4 человека.
3. На листе от флип-чарта каждая группа должна изобразить графически каждое из понятий и связать их в цепочку взаимосвязанных последовательностей. Связи между понятиями могут быть и более сложными. Важно, что обязательно используется некая объединяющая идея, все что угодно – сказки, анекдоты, фильмы, реальные ситуации и т.п.
В итоге происходит разбор проблемы и ее обсуждение.
Обычно эта игра очень хорошо идет, генерируется много идей и всегда проходит бурное обсуждение 🙂