Очень часто я слышу высказывания из серии «Как он может быть моим руководителем, если он не умеет многое из того, что делаю я». Да, я не спорю, работать под началом талантливого руководителя – это сплошное удовольствие. У него всегда есть чему поучиться, беседа с ним – даже мимолетная в коридоре, окрыляет и воодушевляет на новые подвиги. Но, такие руководители большая редкость.
Возьмем к примеру бригаду строителей. Не всегда первоклассный плиточник может стать хорошим прорабом. Или отдел продаж: хороший продавец – не всегда прекрасный руководитель. Всегда ли первоклассный программист будет отличным руководителем? А хороший маркетолог, станет ли он хорошим начальником отдела?
Опыт и знания накопленные годами становятся неизменным плюсом при карьерном росте. Плох тот лейтенант, который не мечтает стать генералом. Но быть хорошим специалистом и быть хорошим руководителем – это не одно и то же. В первое время ваши подчиненные уважают ваш опыт, и поэтому все идет неплохо, но наступает момент, когда став руководителем, вы должны что-то поменять в себе.
Мне случалось видеть крайности руководства:
- Руководитель считал, что будучи предельно строгим, его будут все уважать. Это превратилось в то, что этот руководитель постоянно всех ругал, даже за малейшую оплошность. Казалось, что в отделе работают абсолютные непрофессионалы. Атмосфера была накалена до предела. Когда руководитель ушел – весь отдел вздохнул с облегчением, воцарилась атмосфера дружелюбия, и плодотворность работы выросла. Оказалось, что не такие уж и плохие сотрудники работают в команде 🙂
- Еще один случай, когда руководитель пытался со всеми сильно «дружить». Он вел задушевные беседы, делился личной информацией, иногда рассказывал то, что подчиненным знать было абсолютно не нужно. При этом ему нужно было быть руководителем – и решать достаточно серьезные вопросы. В какой-то момент подчиненные оказались в такой ситуации, когда они не понимали – с ними говорит «друг» или «руководитель». Это привело к плачевным результатам. Через какое-то время «дружба» сошла на нет, и при этом статус босса нивелировался, к нему уже не относились, как к профессионалу.
Чтобы не впадать в крайности, любой руководитель должен быть в первую очередь предельно мудрым. Руководителями не рождаются, ими становятся. На сегодняшний день есть горы литературы, масса тренингов, при чем как в каждой области отдельно, так и общего интереса. Главное понять, что пришло время что-то изменить, а не продолжать плыть по течению.
При этом стоит помнить, что мудрость и большой объем знаний не одно и то же.
Когда команда видит, что их руководитель пытается «расти», нормальные люди будут «расти» вместе с лидером своей команды. Тут есть конечно один нюанс.
Какой статус руководителя на сегодняшний день в команде?
Если статус невысок – то только каждодневная работа с командой в целом и с ее игроками отдельно может дать результат. Любое новшество может быть принято в штыки, поэтому все изменения нужно вводить деликатно. Хотя на самом деле, если начнете меняться вы, так сказать, в лучшую сторону (а это не произойдет за один день), то ваша команда просто со временем поймет, что что-то поменялось и стало лучше и комфортнее. А вот если руководитель пришел и сказал: «Я тут прочитал книгу (сходил на тренинг, друг мне рассказал – нужное подчеркнуть), и с сегодняшнего дня мы делаем так – потому что я так хочу», – то результата не будет.
Если статус руководителя в команде высок, то здесь та же самая каждодневная работа, просто результат будет немножко быстрее. Главное не забывать, что взбираться на вершину долго и трудно, а скатиться с нее быстро и легко, и взобравшись на одну вершину, вы должны увидеть, что есть еще много других непокоренных вершин.
“Мне случалось видеть крайности руководства…”
Я думаю стоит дополнить. Вы перечислили 2 из 5 искушений руководителя (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2285040/):
– Выберите результаты, а не статус
– Выберите ответственность, а не популярность
Ну и в продолжение:
– Выберите доверие, а не неуязвимость
– Выберите конфликт, а не гармонию
– Выберите ясность, а не уверенность
“Мне случалось видеть крайности руководства…”
Я думаю стоит дополнить. Вы перечислили 2 из 5 искушений руководителя (http://www.ozon.ru/context/detail/id/2285040/):
– Выберите результаты, а не статус
– Выберите ответственность, а не популярность
Ну и в продолжение:
– Выберите доверие, а не неуязвимость
– Выберите конфликт, а не гармонию
– Выберите ясность, а не уверенность
Очень хорошая книга, согласна. Ее стоит почитать любому руководителю, как начинающему, так и со стажем:)
Очень хорошая книга, согласна. Ее стоит почитать любому руководителю, как начинающему, так и со стажем:)