Думаю, многие уже не один раз встречали термин «эмоциональный интеллект», и тем не менее мне захотелось поделиться своим мнением на этот счет.

Когда первый раз сталкиваешься с понятием «эмоционального интеллекта» кажется, что в самом этом термине содержится противоречие. А на самом деле как раз это кажущееся противоречие и отражает всю глубину данной концепции.

Поначалу все кажется очень сложным, и признаюсь честно, что пролистав пару книг и прочитав несколько статей, я уверилась в том, что это глубокая психология, которая мне так сразу, с наскока, не подвластна. Как же я была удивлена, что в этом нет ничего сложного, попав на тренинг «Эмоциональный интеллект для HR» компании «Венбест-рекрутинг». Собственно этот тренинг и замечательный тренер Наталия Тылка, за что ей отдельное спасибо, дали мне в очередной раз понимание того, что в нас самих заложено природой много всего, что нужно просто развивать.

Вопрос конечно гораздо глубже, но я попробую все-таки пробежаться по основным моментам, которые я для себя открыла, и которые, надеюсь, будут полезны и вам.

Я не буду вдаваться в теорию, которую можно почитать, например, на википедии, я расскажу о тех моментах, которые мне помогли все разложить, так сказать, по полочкам.

Эмоциональный интеллект – это тот навык, который:

  • есть у всех
  • заложен в нас природой
  • можно и нужно развивать

Обладать развитым эмоциональным интеллектом, значит уметь настраиваться на эмоции, понимать их и предпринимать адекватные действия.

Таким образом, можно сказать, что эмоциональный интеллект – это совокупность трех составляющих:

  • Взаимоотношения с собой
  • Понимание своих эмоций
  • Осознание своих эмоций
  • Умение различать свои эмоции
  • Умение учитывать свою эмоцию
  • Понимать, чем вызвана эта эмоция
  • Взаимоотношения с другими
  • увидеть и различить эмоции другого человека
  • научиться конструктивно реагировать
  • Умение строить отношения и развивать их

Интересен тот факт, что когнитивный интеллект (IQ) достигает предельных значений в одних источниках в 17 лет, в других – 20-25 лет, но в любом случае большую часть жизни он остается постоянным, а к старости снижается. В то время как эмоциональный интеллект (EQ) можно увеличивать в любом возрасте. Таким образом, развивая свой эмоциональный интеллект, мы можем развивать свой интеллект в целом. То есть если вам нужно принять человека на работу, разработать бизнес-план, или просто решить какую-то задачу, вам потребуются определенные практические знания, и при этом осознание эмоциональных аспектов происходящего лишь подкрепит ваши способности.

Эмоциональный интеллект – это то, что можно и нужно использовать. Для тренеров – это вообще мощный инструмент, и более того в основе большинства упражнений, которые используются в тренингах по целеполаганию, лидерству, командному взаимодействию и межличностным взаимоотношениям вообще – это как раз эмоциональный интеллект. Таким образом, когда вас учат, например, давать обратную связь, вас учат управлять своими эмоциями, чтобы получить нужный для вас результат.

На основе двух примеров попытаюсь объяснить, как же это работает.

Реакция человека с низким уровнем EQ

Девушка, назовем ее Верой, не так давно стала работать в новой должности. Она себя не очень комфортно чувствует в роли руководителя. Она обвиняет своего руководителя, который не так ее представил сотрудникам, она обвиняет сотрудников, с которыми она не может найти общий язык. Более того, она допускает, чтобы все эти сомнения и недовольства влияли на ее работу и ее отношения с сотрудниками. Она не понимает ни своих чувств, ни чувств своих коллег и не предпринимает ничего, чтобы с ними разобраться. Вместо того, чтобы общаться с сотрудниками напрямую, она пишет им сухие и очень строгие письма, и соответственно не может добиться положительных результатов.

Реакция человека с развитым уровнем EQ

Вера прислушивается к себе и понимает, что неприятные чувства, которые она испытывает, плохо влияют на нее саму, на коллег и на руководство. Она понимает, что у нее нет опыта работы руководителем, что у нее много страхов перед этой должностью, что она ведет себя так только из-за своей неуверенности и неопытности. Она понимает, что испытывает раздражение не столько из-за нынешнего положения дел, сколько из-за того, что она осознает, что ее подчиненные знают и умеют больше, чем она. Она может оценить реальную ситуацию, и поменять свое отношение к ней. Она перестает всех вокруг винить в происходящем, и ей сразу же становится легче. Простой поступок с ее стороны помогает коллегам понять, как лучше построить работу.

Как видно, реакция человека с развитым уровнем EQ предполагает все то, о чем я писала выше – осознание своей эмоции, понимание того, что он чувствует, объективное отношение к своим эмоциям, адекватные действия, основанные на информации полученной из эмоций, и выводы из эмоций. Как-то так.

На эту тему можно еще писать и писать, потому что эмоциональный интеллект присутствует абсолютно в каждой сфере нашей жизни. Возможно, по мере дальнейшего осознания я смогу поделиться более глубокими познаниями, или дать пару инструментов, если эта тема интересна 🙂

Подытоживая, хочу сказать, наша жизнь – это не то, что с нами происходит, а то чему мы сами разрешаем с нами происходить 🙂

Эмоциональный интеллект или в гармонии с собой