Чтобы стать безупречным членом стада овец,
нужно в первую очередь быть овцой. (А. Энштейн)
Стиль общения с коллегами, стиль руководства – все это непременно зависит от характера человека. На самом деле одна из самых больших трудностей – это взаимодействие с другими людьми. Как нет двух одинаковых людей, так не существует и абсолютно одинаковой манеры общения. Главное – принять для себя, что если мнение, поведение другого человека не совпадает с вашим, то это совсем не означает, что человек не прав. Он не хороший или плохой – он просто другой.
Взаимоотношения «руководитель-подчиненный» еще сложнее. Так как на руководителе лежит (как ни странно 🙂 ) большая ответственность. Руководитель – это модель для своих подчиненных, и сотрудники моделируют руководителя неосознанно. Более того, стиль руководства учит людей, как им поступать. Для примера стоит вспомнить взаимоотношения «дети-родители». Дети ведут себя не так, как им говорят родители, а так как сами себя ведут родители. В дополнение можно прочесть наглядную иллюстрацию таких отношений у Александра Орлова.
И действительно, подчиненные хотели бы видеть руководителем человека, который бы ценил их и заботился о них, и самое главное – они хотят, чтобы он был добрым! Соединить в себе все эти три качества и оставаться хорошим начальником, которому не возможно «сесть на голову» – достаточно не просто. Распространенное мнение, что начальник должен быть очень строгим, чуть ли не диктатором – ошибочно. Когда руководитель заботится только о своих приоритетах, забывая о подчиненных, атмосфера взаимодоверия рушится, если она вообще существовала. Хороший руководитель должен объединять команду и быть ее полноценным звеном, он не должен отдаляться от команды, от ее проблем и задач, иногда он должен брать часть «грязной» работы на себя, чтобы показать команде, что он – с ней.
Но в целом, задача хорошего руководителя состоит не в том, чтобы решать вопросы и проблемы, а в том, чтобы развивать своих подчиненных: делом и словом.
И стоит помнить, что человек усваивает
- лишь 10% того – что слышит. Потому что мы способны воспринимать до 500 слов в минуту, а говорим со скоростью около 100 слов в минуту. Из-за такой разницы в скорости наш мозг начинает отвлекаться.
- 50% из того – что видит. Наш мозг работает таким образом, что он может фокусировать внимание только на одном объекте, чем чаще переключается внимание на другой объект, тем меньше человек может осознать.
- 70% того – что проговаривает сам. Это как в анекдоте: столько раз тебе объяснил, что сам уже понял 🙂
- И самое интересное: 90% того, что делает сам!
Мария,
проведя анкетирование удовлетворенности персонала в директорате столкнулся с интересной задачей: результаты показали, что удовлетворенность в целом работой напрямую связана с оценкой руководителя (корреляция более 90%).
так вот стала следующая задача: как оценить конкретных руководителей со стороны подчиненных или независимой оценкой. можете ли подсказать в какую сторону рыть?
Александр, хороший вопрос. Не зная все детали вашей ситуации, сложно посоветовать что-то совсем конкретное. Однозначно стоит решить, какие именно цели вы преследуете (кого хотите удовлетворить).
Есть много разных способов оценки. Я бы начала все-таки с оценки со стороны подчиненных, но делать это стоит не в том ключе “а ну ка подчиненные оцените руководителя”, а что-то типа метода 360 градусов, где все всех со всех сторон оценивают. (Если у вас есть HR-ы, я уверена, они об этом методе знают). По результатам таких опросов, стоит обязательно провести беседы 1:1. Это мой любимый метод, он очень действенный, и помогает вскрыть многие пласты проблем. Опять же тут очень важно, чтобы эти беседы были не формальными, а люди действительно чувствовали, что их хотят услышать.
Ну и уж если все это не помогло, или если помогло, но хочется рыть глубже, я бы провела некий игровой тренинг, где в играх можно достаточно хорошо обнаружить проблемы, личностные качества и т.п. Для таких тренингов самое главное – найти хорошего тренера, иначе можно все только усугубить.
Это так – первые мысли. Если хотите, можете мне лично написать, что у вас происходит, и я попробую посоветовать что-то более конкретное:-)