Мы уже говорили о необходимости ведения конструктивных споров для успешного развития команды и достижения целей. Как выяснили мои коллеги, это может оказаться не так легко на практике. Даже при наличии совместного желания договориться, остаются вопросы вида «как это сделать».

Существует несколько методологий разрешения конфликтов и, не смотря на это, я хотел бы дать несколько простых и практических советов, которые можно применить сразу же, во время очередного спора.

Прежде всего, я исхожу из предпосылки, что участники спора все-таки хотят договориться, и у них нет глобального несогласия по предмету спора. В этом случае перед участниками стоит общая цель – выработать совместное решение.

Наверняка вы, как участник такого спора, понимаете то, о чем говорит ваш оппонент. И в тоже время, вы с ним не согласны по ряду причин. Начните с простого – продемонстрируйте понимание позиции оппонента. Помните, «понимание» еще не означает «согласие». 🙂

Совет первый: проще всего продемонстрировать понимание путем выделения не менее 3-х преимуществ позиции оппонента и после этого добавить свое мнение. Таким образом, ваш оппонент сможет убедиться, что вы спорите не потому, что вам не нравится его идея, а потому что вы хотите сделать эту идею еще лучше. Более того, если вы будете использовать искусство возможного и начнете свою вторую фразу с использованием «Да, И…», то наверняка договориться будет уже легче.

Совет второй: не забывайте задавать вопросы. Подтвердите, что вы понимаете позицию оппонента и потом задайте уточняющие или наводящие вопросы. Например, вы с коллегой обсуждаете, какое решение технической задачи будет наилучшим, и приводите две разных точки зрения. Начните с фразы: «Я понимаю, что ты имеешь в виду…» <и дальше идут 3 факта/преимущества решения коллеги>. После этого задайте вопросы:

  • А ты учел еще и … ?
  • Как ты думаешь, какие будут последствия в случае …?
  • Что ты предпочтешь … или …?

Возможно, у вашего коллеги уже есть ответы на эти вопросы, и вы лишний раз убедитесь в преимуществах его решения, а возможно ваши вопросы заставят его переосмыслить зрелость своего решения и поискать ответы в том, что предлагаете вы. В конце концов, у вас будут вопросы, чтобы придумать ответы на них вместе.

Совет третий: защищайте свои аргументы, используя сдвиг «в прошлое» или «в будущее». Например: «Да, я понимаю твое нежелание использовать новый компонент, и, все-таки, согласно последним исследованиям он будет наиболее популярен среди молодежи». Или: «Мне понятны твои замечания по поводу того, что дизайн нового продукта слишком стандартный, и все-таки мы должны помнить, что классика всегда в моде.

Попробуйте на практике и дайте мне знать. Также, буду признателен, если вы поделитесь своими советами, которые можно использовать в спорах.

И помните, в командах, где умеют спорить, проходят интересные и оживленные обсуждения. Участники хотят знать и используют мнения всех членов команды. Важные проблемы обсуждаются открыто и решаются быстро, сразу же при их возникновении.

Советы для сложных разговоров