Для многих людей достаточно сложно говорить «нет». Причем люди, которые в домашней обстановке достаточно свободно говорят «нет», в профессиональной деятельности испытывают с этим трудности. Каждый раз, когда вы хотите сказать «нет», а говорите «да, конечно», вы крадете свое личное время.

Представьте себе, что ваш сотрудник просит вас помочь ему в одном деле, которое в принципе вам также интересно, однако для этого нужно остаться поработать вечером или выйти в выходной, а на это время у вас уже были какие-то планы. Ответив автоматически «конечно», вы уже не можете просто отказаться, и такая трата времени угнетает вас. Таких ситуаций может быть масса: день рождения коллеги из соседнего отдела, куда вас позвали, и вы согласились, хотя никогда не симпатизировали этому человеку; обещание сходить на выставку и посетить стенд фирмы вашего друга, хотя тематика мероприятия вас совсем не интересует и многое другое. Каждый раз вы расстраиваетесь, что вовремя не сказали «нет». Понятно, что речь не идет о ситуациях, когда ваш руководитель попросил задержаться и выполнить какую-то сверхурочную работу или решить внезапно возникшую трудную задачу. Речь идет о так сказать не совсем формальных просьбах.

Как же правильно отказать? Делать это нужно вежливо и тактично, с оттенком сожаления. Нельзя отказывать, не давая никаких объяснений, это может расстроить человека или даже показаться хамством.

Возьмем пример с приглашением коллеги из соседнего отдела. Что можно было бы ответить в данной ситуации? Например:
– Передайте Ивану Ивановичу мои поздравления, но я к сожалению, не смогу прийти, так как …(обещал сыну проведать бабушку с дедушкой, иду в театр с женой и т.п.)
– Я не могу пойти, но мне бы хотелось сделать ему небольшой подарок, может вы что-то можете посоветовать?
– Вот это да, уже третий день рождения за неделю! Этот я, пожалуй, пропущу 🙂

Часто мы попадаем в ловушку, думая что через 2 недели, месяц наше расписание станет посвободнее, куча дел рассосется , и у нас найдется время для всяких дополнительных дел. Не обманывайте себя 🙂 Если вы хотите себе помочь, не говорите «да», когда хотите сказать «нет».

Научиться говорить «нет»

10 thoughts on “Научиться говорить «нет»

  • Продолжая тему, поделюсь рецептом (рецепт не мой, но разумный). Если нужно отказать, то фразу лучше начать с чего-то позитивного по сути вопроса-просьбы, а потом пожалеть, что “ну никак не получается”. Конструкция имеет вид: “я с радостью, это отличная идея, и как жаль, что я …”. Хотя я пока так не научилась, и анализируя свои “рабочие победы” вижу, что часто они корнями именно в моем неумении отказать. Допустим, комментарий журналисту в очень позднее время и в краткосрочной перспективе на не очень интересную тему иногда бумерангом возвращается помощью в тот момент, когда она очень нужна, а если и не вернется, то греет мысль, что помогла человеку. Так что может что-то есть в том, чтобы “всегда говорить “да”:)

  • Продолжая тему, поделюсь рецептом (рецепт не мой, но разумный). Если нужно отказать, то фразу лучше начать с чего-то позитивного по сути вопроса-просьбы, а потом пожалеть, что “ну никак не получается”. Конструкция имеет вид: “я с радостью, это отличная идея, и как жаль, что я …”. Хотя я пока так не научилась, и анализируя свои “рабочие победы” вижу, что часто они корнями именно в моем неумении отказать. Допустим, комментарий журналисту в очень позднее время и в краткосрочной перспективе на не очень интересную тему иногда бумерангом возвращается помощью в тот момент, когда она очень нужна, а если и не вернется, то греет мысль, что помогла человеку. Так что может что-то есть в том, чтобы “всегда говорить “да”:)

  • Да, согласна. Спасибо за рецепт. И если еще продолжить, то тут уже вырисовывается отдельная тема о том, как правильно спорить или даже просто вести диалог. Есть 2 упражнения “да, и” и “да, но”. Что же касается по поводу “говорить всегда да”, то тут я все-таки не согласна. Во-первых, я выше писала, что “нет” не относится к прямым обязанностям, а скорее к неформальным просьбам. Во-вторых, время не резиновое:) все равно придется от чего-то отказываться ради чего-то более стоящего, и тут уже от человека зависит и от его жизненных целей (тут можно долго разглагольствовать), и в-третьих, все-таки встает тема о доверии. Я же не предлагаю всегда говорить нет:) я предлагаю говорить “нет” тогда, когда это действительно нужно сказать. Лучше сказать нет, чем сказать да и не сделать то, что обещали. Я писала об этом здесь: http://tim.com.ua/2009/05/zadat-prioritet/ в последнем абзаце:)

  • Да, согласна. Спасибо за рецепт. И если еще продолжить, то тут уже вырисовывается отдельная тема о том, как правильно спорить или даже просто вести диалог. Есть 2 упражнения “да, и” и “да, но”. Что же касается по поводу “говорить всегда да”, то тут я все-таки не согласна. Во-первых, я выше писала, что “нет” не относится к прямым обязанностям, а скорее к неформальным просьбам. Во-вторых, время не резиновое:) все равно придется от чего-то отказываться ради чего-то более стоящего, и тут уже от человека зависит и от его жизненных целей (тут можно долго разглагольствовать), и в-третьих, все-таки встает тема о доверии. Я же не предлагаю всегда говорить нет:) я предлагаю говорить “нет” тогда, когда это действительно нужно сказать. Лучше сказать нет, чем сказать да и не сделать то, что обещали. Я писала об этом здесь: http://tim.com.ua/2009/05/zadat-prioritet/ в последнем абзаце:)

  • “Понятно, что речь не идет о ситуациях, когда ваш руководитель попросил задержаться и выполнить какую-то сверхурочную работу или решить внезапно возникшую трудную задачу.”
    На самом деле, этот случай ничем не отличается от других.
    Это такое же воровство времени – разница только в том, что это делает человек выше по иерархии, просто почему-то это у нас считается нормой. Получается начальству быть несобранным, не планировать свои дела, брать на себя чрезмерные обязательства можно (что и вызывает переработки подчиненных, стрессы), а коллегам, друзьям, близким мы учимся говорить “нет” 🙂
    Какие-то двойные стандарты… 🙂

    1. Андрей, спасибо за внимательное чтение 🙂

      К сожалению, не каждый сотрудник может отказаться от таких “просьб”, хотя они явно свидетельствуют об организационных проблемах на вышестоящем уровне 🙁

      В “идеале”, ситуации ничем не отличаются. Практически, думаю, следует начать с организации на своем уровне (на том уровне, на каком мы можем). Личная организация будет хорошим примером для всех, кто общается с вами, в том числе и начальству. Глядишь и оно со временем начнет перенимать хорошие практики или просто постесняется по пустякам отвлекать такого целеустремленного и организованного человека 😉

      Кстати, насчет “говорить нет коллегам, друзьям и близким” – мне кажется каждый должен научиться фильтровать лучшее от просто хорошего и правильно расставлять приоритеты. Иногда сказать коллеге или даже другу “нет, я не смогу этого сделать” необходимо для достижения успеха (целей) на работе. В тоже время, если часто говорить “нет” своим близким, то можно и без семьи остаться 😉

  • “Понятно, что речь не идет о ситуациях, когда ваш руководитель попросил задержаться и выполнить какую-то сверхурочную работу или решить внезапно возникшую трудную задачу.”
    На самом деле, этот случай ничем не отличается от других.
    Это такое же воровство времени – разница только в том, что это делает человек выше по иерархии, просто почему-то это у нас считается нормой. Получается начальству быть несобранным, не планировать свои дела, брать на себя чрезмерные обязательства можно (что и вызывает переработки подчиненных, стрессы), а коллегам, друзьям, близким мы учимся говорить “нет” 🙂
    Какие-то двойные стандарты… 🙂

    1. Андрей, спасибо за внимательное чтение 🙂

      К сожалению, не каждый сотрудник может отказаться от таких “просьб”, хотя они явно свидетельствуют об организационных проблемах на вышестоящем уровне 🙁

      В “идеале”, ситуации ничем не отличаются. Практически, думаю, следует начать с организации на своем уровне (на том уровне, на каком мы можем). Личная организация будет хорошим примером для всех, кто общается с вами, в том числе и начальству. Глядишь и оно со временем начнет перенимать хорошие практики или просто постесняется по пустякам отвлекать такого целеустремленного и организованного человека 😉

      Кстати, насчет “говорить нет коллегам, друзьям и близким” – мне кажется каждый должен научиться фильтровать лучшее от просто хорошего и правильно расставлять приоритеты. Иногда сказать коллеге или даже другу “нет, я не смогу этого сделать” необходимо для достижения успеха (целей) на работе. В тоже время, если часто говорить “нет” своим близким, то можно и без семьи остаться 😉

  • Премного благодарен за оригинальную точку зрения. Я с ней не совсем согласен, но она имеет право быть.

  • Сповіщення: Twitter Trackbacks for Научиться говорить "нет" | The Improved Methods [tim.com.ua] on Topsy.com

Comments are closed.