high-five

Всем приятно, когда вас хвалят за то, что вы сделали. Если это заслуженно и своевременно — это дает обратную связь, показывает, что то, что вы делаете кому-то нужно, и в результате стимулирует вас продолжать так делать. Мы уже не раз писали об обратной связи в целом, и благодарности и похвале в частности.

Особенно хорошо работает визуальная обратная связь. Когда все наглядно видят, что вот факт, а вот похвала — это стимулирует продолжать не только того, кого хвалят, а и других. На прошедшей конференции Agile Eastern Europe 2013, был интересный рассказ про «High Five Driven Development». Идея, которую высказал Peder Soholt, проста и в то же время эффективна — вы можете использовать «дай пять» (High Five), как инструмент обратной связи. Это отличная комбинация поощрительных прикосновений, наглядности и в тоже время четкая позитивная обратная связь. В своей презентации про «High Five Driven Development» Питер рассказывал, что у них эта техника быстро распространилась и стала нормой. А уменьшение количества Hi5 (дай пять) стало признаком того, что что-то идет не так.

Мне сразу подумалось, что это одна из техник «информационного радиатора», так же как и «доска задач», она дает нам наглядную информации о том, что все идет хорошо (большое количество «дай пять» в команде) или что-то идет не так (отсутствие или снижение количества). Можно даже начать измерять количество «дай пять» в день, как рассказывал Питер.

С техническими аспектами разработки хорошо справляются доски и другие, «традиционные», информационные радиаторы. А вот для качественной ретроспективы вы бы хотели измерить и визуализировать более сложные человеческие отношения, такие, например, как ценности команды и следование договоренностям. Тут одним «дай пять» не обойдешься 🙂

Стоит вспомнить о Niko-Niko календаре и Happiness Index, о которых одно время много писали. Несмотря на мощную наглядность и общий позитивный эффект, у этой техники есть несколько существенных недостатков. Во-первых, индекс получается однобокий, как и «дай пять» — меряет «общую интегральную ситуацию», а во-вторых в нашем менталитете, как-то проще высказываться анонимно, дабы «все, что вы сказали не было использовано против вас» 😉

ValYou ModelИ вот эти все проблемы, на мой взгляд, решила простая идея, которую мне этой весной рассказал немецкий коллега, Agile сoach из Deutche Telekom — он назвал ее «ValYou модель». Суть идеи проста: используйте прозрачный контейнер (стакан, вазу) и разноцветные шарики. Вместе это позволяет анонимно отслеживать мнение команды на интересующую вас тему. Это может быть как общий «индекс», так и более конкретно заданные темы: «разделаются ли у нас ценности Scrum», «соблюдаем ли мы договоренности», «Фокус команды», «Commitment» и все, что вы считаете достойным обсуждения на ретроспективе.

Как видите, давать обратную связь легко и можно использовать разные способы. Начните с простого «спасибо» или «дай пять» и попробуйте другие идеи. В зависимости от опыта и зрелости ваших команд, результаты могут быть самые разнообразные — кто знает, может, вы придумаете свой способ 🙂

Оставайтесь с нами, будет еще много интересных идей и инструментов.

Визуальная обратная связь, как инструмент мотивации

4 thoughts on “Визуальная обратная связь, как инструмент мотивации

  • Классная идея с шариками!
    п.с. Товарища зовут все-таки Пидер (увы-увы ;))

    1. Идею с шариками можно развивать и развивать. Я видел уже как минимум 3 разных реализации идеи. Кому будет интересно, могу рассказать.
      Артем, если попробуешь — обязательно поделись опытом.

      P.S.
      Насколько я знаю, Скандинавские, имена в английский адаптируются и плюс буква d в середине слова звучит мягко, как T. В моей практике, они все-таки были Питерами, пусть и со странным написанием 😉

  • Классный пост. Все приемы, которые ты описал — чистой воды геймификация. Like it!

  • Оказыватся, в Skype уже даже встроены соответствующие иконки, чтобы практиковать High Five Driven Development на расстоянии 🙂

    Hi-five = (highfive), (hifive), or (h5)

Comments are closed.