the best scrum

В одном из прошлых постов я поделился моим собственным анализом результатов ежегодного опроса «State of Agile Development». Отчет настолько обширен, что из него можно извлекать информацию кусками, в зависимости от того, что вы ищите. Отдельно, я хочу поделиться наблюдениями на тему, популярности Scrum среди всех остальных Agile методологий.

У меня часто бывает, что я спрашиваю компанию или людей из команд: «Как вы работаете?», и в ответ слышу: «У нас Scrum«, или еще лучше: «У нас Agile!». Самое интересное происходит, когда спрашиваешь: «А как именно вы работаете?» или «Какую именно Agile методологию вы используете?». Вот тут можно услышать что-то вроде: «Ну, у нас есть Ежедневный Скрам» или «А что, разве Agile методологий несколько???» 🙂

Поэтому прежде чем говорить о популярности Scrum, давайте отойдем на шаг назад и посмотрим, кто приносит эту заразу идею Agile в компанию. Т.е. как говорят «who champions» внедрение гибких методов, а вместе с этим заказывает тренинги и коучинг.

Согласно результатам упомянутого опроса, 76% решений об использовании Agile методологий принимаются на уровне менеджмента и топ-менеджмента. Для сравнения, в 2010м году я делал доклад «Agile in Ukraine» на Agile Eastern Europe 2010, где говорил о статистике того времени, где 70% решений об использовании Agile принимались на уровне менеджмента и топов (слайд 17, кому интересно).

В целом, нынешнее распределение выглядит так:
Кто является инициатором внедрения Agile методов

Как видите, мне и моим коллегам коучам/консультантам, которые действуют со стороны, редко удается обратить уговорить компанию или просто одну команду использовать ту или иную Agile методологию. В то же время, на заре распространения Scrum, Швабер и Сазерленд говорили о том, что распространение идет снизу — команды начинают сами внедрять методы, а потом втягивают в трансформацию менеджмент и бизнес и уже просят поддержки в теоретическом и практическом плане.

Вроде бы статистика отчета 2012 говорит, что за десятилетие все поменялось, и теперь желание идет сверху вниз. Бизнес (топы) и менеджмент очень хотят, чтобы команды были гибкими. Даже не обязательно использовать аргументы, которые я приводил в прошлой статье, менеджеры сами уговаривают команды, а не наоборот 🙂

На фоне этой информации становятся более понятными результаты опроса, которые говорят, что Scrum и его варианты используются среди 72% опрошенных. Собственно чистый Scrum используется в 54% случаев, еще заметную долю в 11% составляют Scrum+XP гибриды и неожиданную популярность в 7% приобрел Scrumban (или Scrum-ban, кому как нравится).
Популярность Scrum среду других Agile методов

Чаще всего, это объясняется тем, что поверх основных Agile принципов и ценностей, фреймворк Scrum добавляет всего девять правил, объединенных идеей самоорганизующихся команд. Такой простой подход легко объяснить (не путать с «легко внедрить»), особенно, если ты топ-менеджер и рассказываешь за ужином своим коллегам/конкурентам, как работают твои команды ;-).

Конечно, если отбросить шутки, то над популяризацией Scrum методологии хорошо работают ScrumAlliance и множество практических примеров внедрения, поэтому фактически эта методология и держит пальму первенства в любом опросе. К тому же, будучи всего-лишь каркасом (фреймворком), Scrum оставляет возможность добавления отдельных инженерных практик (если нет сил на полный XP), работы с очередями (взяв WIP из Kanban) и других полезных практик по вкусу.

В то же время, интересно посмотреть на результаты из другой части отчета, где говорится о распространении в компании знаний про Agile методы.
Распределения знаний про Agile

Когда спросили, кто в организации знает про Agile больше или меньше всех, не удивительно, что наиболее осведомленными были люди близкие к каждодневной работе. 57% сказали, что это ScrumMaster и Менеджер Проектов.
В то же время наименее осведомленными группами являются Владельцы Продуктов (3%) и Бизнес Менеджмент (2%).

Очень противоречивые результаты. Получается, что весь бизнес-менеджмент, который ратует за применение гибких методов, в итоге не хочет утруждать себя пониманием того, как собственно нужно работать. Очевидно, что эффективность внедрения в конкретные команды разработки будет зависеть от решений, которые принимает их Владелец Продукта. И если, вдруг, этот человек далек от понимания принципов и сути методов работы, то, конечно, его решения повлияют на успех и результат.

При таких данных, становятся удивительными результаты, о которых я говорил в прошлой статье:

70% однозначно отметили более быструю поставку продукта.
Что не может не радовать, 3/4 опрошенных сказали, что их Agile проекты были успешны. Это значит, что выгоды проектных команд подкрепились и выгодами бизнеса, а значит окупили инвестицию времени и усилий на внедрение новых методов работы.

Мое объяснение ситуации, основанное на личном опыте, в том что внедрение проходит итеративно или скорее в режиме маятника. Сначала бизнес загорается идеей и говорит: «Всем быть Agile». Потом идет этап обучения команды, иногда связанный с резонным скепсисом среди рядовых участников. Тут некоторое время ScrumMaster и/или Менеджер Проекта являются основными внутренними евангелистами, пока практический опыт и теоретические знания не достигают некоторой критической массы. Потом опять бизнес учится правильно использовать эту мощную машину по производству результата. И так все продолжает развиваться, или наоборот, застревает на одном из витков развития.

По сути, можно говорить о том, что в современном мире, внедрение Agile (и Scrum в частности) идет с двух сторон и важно сохранять баланс усилий, чтобы достичь максимального результата.

Каков ты, Agile? Scrum на свете всех милей…
Tagged on: