Мы уже не раз писали о различных техниках разработки идей. Это и техника 100 для личного мозгового штурма, и мозговой штурм в художественном стиле, и метод интеллект-карт, и еще много чего было написано в этом блоге за 4 года 🙂

Все эти техники направлены на то, чтобы уйти от туннельного синдрома, от залипания и замыленности взгляда, и как говорится, расширить свои горизонты.  Иногда кажется, что это некая попытка обмануть себя,  с другой стороны — почему бы и нет, если нужно найти новое решение 🙂

Сегодня хочу поделиться техникой SCAMPER. Когда мы разрабатываем какую-то идею, проблему, или даже новый продукт, зачастую хочется найти новый взгляд, другое виденье или даже просто «пробежаться» по основным моментам, чтобы увидеть обратную сторону медали или то, что не успел заметить. И тут техника Scamper подойдет  как нельзя лучше.

Scamper в переводе с английского означает «пробежка» или «быстрый бег». И по сути эта техника предлагает заняться «пробежкой» по проблеме с помощью вопросов, которые помогают модифицировать уже существующее. SCAMPER  — это аббревиатура, где каждая буква представляет отдельный метод:

S — Substitute (заменить)

C — Combine (комбинировать)

A — Adapt (адаптировать)

M — Modify/Magnify (модифицировать, увеличивать)

P — Put to Other Uses (для других целей, предложить другое применение)

E — Eliminate (убрать, устранить или свести к минимуму)

R — Rearrange (or Reverse) (переставить, перевернуть, обратить, изменить порядок)

Эта методика креативности была предложена Робертом  Эберле еще в 1997 году. Основная суть работы с этой техникой такая: четко ставим вопрос и ищем к нему ответ с помощью вопросов в каждой категории.

Вот несколько примеров для каждой категории, но вы можете составлять свои вопросы по аналогии.

Заменить: вы можете искать замену всему, любой части проблемы/задачи.

Вопросы: Что вы можете заменить? Что можно использовать вместо этого? Какие другие составляющие могут быть?  Какой другой процесс может быть? Другое место? Другой подход? Другие эмоции? Какие правила можно изменить? Можно ли заменить вовлеченных людей? Можно ли изменить форму, цвет и т.п.? Другое название? Можно ли применить идею в другом направлении? Можно ли это использовать в другом месте и в качестве замены? Вместо того, чтобы … Я могу …

Комбинировать: На самом деле новые идеи часто лежат на стыке двух старых, а креативные идеи – на комбинировании уже существующих, не связанных между собой идей

Вопросы: что можно скомбинировать? с чем можно объединить? Что можно дополнительно использовать? Какие идеи могут быть объединены? Можно ли совместить разные способности, чтобы получить желаемое? Т.д.

Адаптировать: возможно, решение проблемы уже существует, просто они из другой области вашего опыта.

Вопросы: На что это похоже? Есть ли что-либо подобное этому только в другом контексте? Были ли в прошлом похожие случаи? Что я могу скопировать? Кому я могу подражать? Какие идеи из других областей я могу применить?

Модифицировать: новый взгляд на наиболее важные составляющие вашей концепции.

Вопросы: что можно изменить? Форму? Цвет? Что можно увеличить/усилить? Что можно уменьшить/ослабить? Что можно продублировать? На чем можно сделать акцент? Какой элемент старого можно использовать, чтобы создать что-то новое?

Другое применение: часто одна идея отлично применима для решения гораздо большего числа проблем, чем казалось ранее.

Вопросы: Для чего это еще может быть использовано? Кто еще мог бы это использовать? Как эту идею использовал бы ребенок или старик? Если бы я раньше ничего не знал о деталях

Убрать: что можно убрать, сократить, минимизировать, чтобы сузить спектр и оставить основное.

Вопросы: Как можно упростить свою проблему (идею)? Что является необязательным? Можно ли разделить проблему/идею на несколько частей? Можно ли сделать решение меньше/компактнее? Что произойдет, если убрать часть продукта?

Переставить (изменить порядок): что произойдет, если все будет происходить в обратном порядке?
Вопросы: Что произойдет, если рассмотреть проблему в обратном порядке? Как скажется на проблеме/идее, если я буду действовать наоборот, а не так как планировал изначально? Что если компоненты поменять местами? Можно ли поменять местами  причину и следствие? Какие роли можно поменять? И т.п.

В завершение хочется привести несколько примеров, которые ярко иллюстрируют результаты такой техники.

Например, такой стеллаж

Заменили полки на веревки. Скомбинировали идею полок и веревок для сушки белья. Адаптировали идею закладок для журналов. Модификация: веревки для сушки белья превращаются в закладки. Другое применение: сушка для белья превращается в стеллаж. Убрали громоздкость. Переставить: горизонтальная сушка стала вертикальным стеллажом, веревки стали закладками и полками одновременно.

Не знаю, какой из этих методов точно привел к такому решению, но уверена, что мысли где-то так и бродили у изобретателей:-)

Можете сами пофантазировать на тему, как у создателей родилось вот такое:

Или вот такое

Еще часто можно встретить идею МакДональдс как иллюстрацию: продажа не только гамбургеров, но и ресторанов и другой недвижимости (другое применение); система предоплаты – сначала оплати, потом ешь (переставить порядок); применение системы самообслуживания – отпадает необходимость в официантах (убрать).

И таких примеров вокруг немало 🙂

Креативных вам идей!

Техника SCAMPER для разработки идей

3 thoughts on “Техника SCAMPER для разработки идей

  • Фактически, это ещё одна модификация метода перебора вариантов. ТРИЗ для решения подобных задач более эффективен, хотя и много сложнее.

    1. Да, возможно. Как говорят: «все новое — это хорошо забытое старое» 🙂

      Хотя, возможно, люди пытаются найти простые методы, вместо более громоздких.

  • Метод, конечно неплохой, достаточно интересный, но я не думаю, что когда у человека появляются по настоящему талантливые идеи в любой области, это является следствием применения какого-либо метода мышления. Идеи приходят как озарение, а это господа свыше дается. Смотреть надо глубже.

Comments are closed.