Когда речь заходит о мотивации, всегда говорят о том, что руководители или менеджеры должны каким-то образом мотивировать своих подчиненных, при этом складывается впечатление, что у  самих сотрудников эта мотивация вроде как не наблюдается.

Предположение, что люди в своем большинстве немотивированны, породило неимоверное количество литературы, видео, семинаров и т.п. И сегодня только тот руководитель, который упорно и целенаправленно не хочет ничего знать, не знаком, например, с пирамидой Маслоу или  с факторами гигиены по Герцбергу. Все это приводит к тому, что руководители тяжело и много работают, чтобы их подчиненные оставались мотивированными, в то время как подчиненным нужно нечто другое.

Что руководители должны сделать в первую очередь —  это разобраться с тем, что демотивирует людей.

Как выглядит демотивированный сотрудник? Он апатичен, его мало что интересует в рабочем процессе,  он часто болеет, занят личными делами или попросту прогуливает, он не внимателен к срокам, результат его не волнует. Дальше отсутствие «мотивации» ведет к раздражительности, «отыгрывании» внутренней неудовлетворенности вовне, к контрпродуктивному поведению, агрессии и даже враждебности, причем чаще всего, естественно, по отношению к руководителю.

Хорошо, если такой сотрудник один. А если все? Или по крайней мере большинство?

Не все руководители хорошие психологи, поэтому в таких ситуациях чаще всего руководители решают, что раз «мотивация» не работает, прибегнем к жестким мерам: принуждение, запугивание, осуждение. Это может дать кратковременный эффект, но в целом это путь в никуда. К сожалению, не все это понимают.

Мотивация имеет в первую очередь эмоциональный аспект, а не рациональный. Невозможно сказать человеку: «Получай удовольствие от работы», если он сам этого не чувствует.   И многие руководители сердятся на своих сотрудников за это: «Ну как же так? Я его мотивирую-мотивирую, а он не получает удовольствие…»

Эмоции – это движущая сила мотивации. Эмоции являются важной и неоспоримой частью жизни повседневной  любой организации. Если же люди находятся в состоянии общей неудовлетворенности, надо хорошенько разобраться, что же их демотивирует.

Каким образом это сделать? Все зависит от ситуации и напряженности обстановки. Можно обсудить всей командой, аккуратно используя техники обратной связи, можно «проиграть» ситуации в игровой форме, можно провести беседы 1:1 и много чего другого.

Возможно, руководители и не могут мотивировать сотрудников, но они могут создать все условия для формирования самомотивации людей.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что мотивация сотрудников состоит из  устранения демотиваторов и создания условий для самомотивации.

Почему руководители не могут мотивировать своих сотрудников