who-is-whoМой опыт показывает, что зачастую в умах людей происходит путаница, когда речь заходит о новомодных словах таких как: коучинг, менторинг, тренинг и прочие. Даже родное и привычное слово консультант у нас используют, как ни попадя, зачастую даже не задумываясь о его значении.

Обучение и передача знаний в такой области как гибкое управление проектами (Agile) и в частности использование методологии Scrum, так или иначе, требует привлечения специалистов «извне». Команды или каждый человек в отдельности обычно выступают как клиенты, а все эти люди, как бы они себя не называли, пытаются помочь. Давайте разберемся, как их правильно готовить чего от них ожидать.

  1. Консультант (Consultant) предлагает идеи и дает рекомендации, а уже использует ли Клиент их или нет, это дело самого клиента. Источником рекомендаций могут быть обширные знания в предметной области, личный опыт, наблюдения за другими клиентами и передача их опыта.

    взаимоотношения Консультант-Клиент

  2. Тренер (Trainer) объясняет суть разных методов, подходов, практик. Подразумевается, что тренер знает больше о предмете, чем клиент. Чаще всего для лучшего усвоения материала клиент получает упражнения, которые помогают вырабатывать основные навыки. Хорошие тренинги должны быть более формальными, чем просто общение – они чаще всего имеют четко определенные цели обучения. И тренинги обычно достаточно компактны по времени: от нескольких часов, до нескольких дней.
    trainer
    Тем не менее, успех внедрения полученных знаний и навыков по-прежнему зависит от того, как клиент будет их использовать в своей практике.
  3. Наставник (Ментор, Mentor) — один на один помогает клиенту освоить новые техники или подходы. Не важно, где клиент почерпнул знания, в книге или на тренинге, важно, что наставник уже имеет собственный опыт применения этих теорий на практике, которыми собственно и делиться.
    mentor
    Скорее всего, вы уже практиковали наставничество, когда более опытные члены вашей команды передавали знания и навыки новичкам в команде. 🙂
  4. Посредник (facilitator) помогает клиенту на пути к выработке решений или, например, самоорганизации в команде. Его роль — лишь направлять процесс в продуктивное русло и ничего не добавлять от себя. Хотя и в этом деле нужны определенные навыки и опыт.
    facilitator
  5. Евангелист (Evangelist) тоже очень полезная роль, особенно в больших компаниях, которые не очень хотят меняться. 🙂 Чаще всего такие люди хорошо «зажигают» людей своими идеями. Являясь экспертами в своей области, они рассказывают о своем опыте и  знаниях. Так же, как тренер, они могут коротко и ясно рассказывать (например, о Scrum методологии или Бережливых подходах) и делают это, как правило, либо выступая на конференциях с докладами, либо публикуя информацию в своем блоге. Например, я и мои коллеги из Украинского Agile сообщества исполняем роли евангелистов, когда выступаем на встречах сообщества. 😉
  6. evangelist

  7. Коуч (Coach) помогает клиенту достигнуть его целей (краткосрочных или долгосрочных). В отличие от наставника и консультанта помощь может не относиться на прямую к предметной области, т.е. коуч не должен быть более опытным специалистом. Скорее коуч берется провести клиента через путь осознания препятствий на пути к цели и нахождения новых решений старых проблем. Еще раз подчеркну, что важно наличие у клиента целей, и как только они достигнуты, то взаимоотношения с коучем могут быть пересмотрены.
    coach

Если говорить о внедрении Agile подходов в команде или компании, то тут можно говорить о понятии Agile Coach (Аджайл Коуч), который, кроме самого коучинга должен уметь исполнять все перечисленные роли в разной мере, в зависимости от ситуации.

Часто пишут, что Скрам Мастер (ScrumMaster) и должен исполнять роль Коуча, хотя на мой взгляд, это не всегда возможно, так как будучи частью команды, он является и частью проблем, возникающих в команде. Особенно если СкрамМастер берет на себя работы в спринте (технические, анализ требований, что угодно), то чаще всего у него уже просто нет времени поднять голову и задуматься о том, какая из его «шляп» будет более эффективна для развития команды на данном этапе.

Было бы интересно, услышать ваше мнение по этому поводу. Пишите!

Консультанты, тренеры, коучи и другие милые люди
Tagged on:             

2 thoughts on “Консультанты, тренеры, коучи и другие милые люди

Comments are closed.