gratuity and praiseВы наверняка знаете, что есть такие факторы как, например, зарплата, которые и не мотивируют человека, и в то же время не дают ему чувства неудовлетворенности.

Очень много пишут о мотивации, особенно о нематериальной, и тем не менее многие забывают, что люди хотят получать признание своих достижений в первую очередь.

Часто ли человек начинает искать работу только потому, что ему мало платят? Или почему человек уходит, даже если ему очень и очень хорошо платили?

Причин, конечно, может быть много, однако чаще всего первой причиной служит то, что человека не оценили. Люди уходят просто потому, что их ни разу не поблагодарили.

Сейчас, наверное, каждый подумал о своей работе? А как дело обстоит, допустим, в медицине? В статье И.Адизеса «Деньги и благодарность», приведенной на украинском языке на сайте innovations.com.ua, дается красноречивый пример:

Самый высокий уровень самоубийств среди медицинских работников как раз среди стоматологов. Они получают «голые» деньги без благодарности (какая может быть благодарность за сверление зубов?!)

С детства нас учат говорить «спасибо», но как часто мы действительно искренне готовы кого-то поблагодарить за его работу? Или похвалить за своевременный поступок? Не знаю, но мне кажется, что в наши дни, мы чаще встречаемся с мыслью: «Ну да, он молодец, но в общем-то ему за это как раз и платят».

В этом и состоит настоящая проблема. Не важно руководитель вы или нет, но если вы работаете с людьми, позитивная обратная связь необычайно важна.

Как же похвалить, но не перехвалить?

Похвала должна быть адресована конкретному человеку за конкретное действие. Более того она должна быть своевременной. Если вы скажете человеку: «Ты там пару недель назад здорово завершил проект» — эффект будет уже не тот.

В своей статье «The Art of Giving Praise» Steven DeMaio дает следующие советы:

1. Будьте как можно более конкретными. Общие комплименты из серии «великолепная работа» имеют право на жизнь, однако более конкретная и точная обратная связь даст гораздо больше ее получателю и скажется на его будущей работе.

2. Не следует путать вежливость с похвалой. В ходе постоянного взаимодействия с людьми мы часто говорим «спасибо», «пожалуйста», и это обыкновенная вежливость. Она играет немаловажную роль, но люди привыкают к такой манере разговора, и если вы ее используете для похвалы, то человек ее просто не услышит, так как привык, что это стандартная вежливость.

3. Хвалите не только словами, подкрепляйте похвалу действием. Когда вы похвалили человека за хорошо выполненную работу, прекрасным следующим шагом будет доверить ему более ответственную часть работы, например, или доверить новый проект, или сделать наставником для других. И конечно же, можно выплатить премию.

4. Не стройте конструктивную критику на пустой похвале. Конечно, перед тем как критиковать работу человека, имеет смысл сделать акцент на том, что человек действительно сделал хорошо. Но использовать похвалу как красивую обертку для критики приведет к плачевным результатам. Вашей следующей настоящей похвале уже никто не будет доверять.

В любом случае искренние и своевременные благодарность и похвала могут принести немало плодов. Когда люди ощущают свою ценность для коллектива, для работы, они готовы работать, не считаясь ни со своим временем, ни с затраченными усилиями.

Вам ничего не стоит сказать настоящее «спасибо», и это «спасибо» вернется к вам не раз 🙂

P.S. Уже когда написала свой пост, увидела, что Александр Орлов на ту же тему написал 🙂 Синхронно получилось…

Благодарность и похвала

One thought on “Благодарность и похвала

Comments are closed.