Курс на обучение

66Все больше и больше компаний ценят новаторские и творческие решения, но они все еще недостаточно четко понимают, как создать среду, в которой люди способны развиваться. Первым шагом на пути к этому естественно служит обучение. Для достижения успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной, человек должен постоянно стремиться к чему-то большему, постоянно повышать свои знания, умения и навыки.

И не важно, тренер вы, руководитель, или менеджер по продажам. Когда вы объясняете что-то новое для вашего собеседника, вы обучаете его. Ваша задача — научить человека этим пользоваться (новым навыком, новым продуктом и т.п.).

Одна из наиболее популярных моделей обучения взрослых была предложена Дэвидом Колбом. Согласно его эмпирической модели, любое обучение циклично и проходит 4 фазы:

  1. Приобретение конкретного опыта
  2. Ретроспективное наблюдение: обучающийся проводит анализ того, что с ним произошло, его накопленный опыт
  3. Интеграция в личную систему понятий: проверяются новые способы решения задач
  4. Активное экспериментирование: разработка собственных планов применения приобретенных знаний, чтобы можно было работать в соответствии с ними.

Соответственно после этого человек приобретает новый конкретный опыт, и цикл замыкается.

Kolb-learning-model

Если внимательно всмотреться в эту модель, то становится ясно, что она очень удобна во многих случаях. Например, мы при разработке каждого тренинга используем ее для структурирования материала так, чтобы каждый участник имел возможности для:

  • Теоретического понимания
  • Практического опыта
  • Применения теорий
  • Генерации идей

Ведь на самом деле, что такое тренинг? Это ничто иное, как помощь другим в их обучении.

Человек рано или поздно может научиться сложным умениям, но для этого у него должно быть право на ошибку, чтобы он смог осмыслить ее и получить возможность развиваться дальше.

И вот тут еще хочется вспомнить про концепцию обучения ShuHaRi, которая пришла из восточных единоборств.

ShuHaRI

Уровень 1: Shu («подчиняться»)

Изучить базовые правила. Обучение по принципу “Делай то, не делай это”

Уровень 2: Ha («отклоняться»)

Понимание исключений, когда базовые правила не работают. Поиск альтернативных путей и новых техник.

Уровень 3: Ri – («отделяться»)

Перерасти базовые правила, просто жить по основным принципам, не задумываясь.

На первом уровне можно научить, а вот каждого следующего уровня можно достичь только практикой.

Естественно, это не единственные модели обучения, но эти две мне как-то больше всего нравятся. Если вы, например что-то давно практикуете и находитесь на уровне Ri, а ваш коллега находится на уровне Shu, то вы можете грамотно провести его через все фазы модели Колба, чтобы объяснить то, чего он не понимает.

Вы можете оставить комментарий, или отправить trackback с Вашего собственного сайта.