За последний год я так много узнала об Agile в целом и о методологии Scrum в частности, что все чаще стала задумываться о том, что все гениальное просто 🙂 Так в моей жизни сложилось, что несколько раз мне пришлось побывать в роли «владельца продукта». И я решила рассказать здесь немного о том, как это собственно было. Хотя конечно многие могут возразить, что моя роль была просто «заказчик», а не ВП, так как команды работали не по Scrum. Я в общем-то соглашусь с такими возражениями, и тем не менее я во всех случаях писала детальные требования, была гибкой, команды тоже, там где этого не было – проекты были откровенно провальными. Здравый смысл подсказывал мне, как сделать все более эффективно, и что же собственно из этого получилось, делюсь 🙂

Первый раз я побывала в шкуре «владельца продукта» лет 9 назад. Ни о каком Agile и Scrum речи тогда не шло. Я работала в отделе рекламы достаточно крупного издательского дома, который выпускал несколько изданий с разной периодичностью и объемом. Система, в которой мы нуждались, должна была связать отдел рекламы, редакцию и отдел допечатной подготовки. Было много ролей, каждый отдел должен был иметь свои возможности, было множество отчетов, аналитики и т.д. Первое с чем я столкнулась, это то, что мне нужно было детально описать все, что я хочу от этой системы, учитывая естественно потребности других отделов. Сначала я описала все в общих чертах, не вдаваясь в детали. Как я теперь понимаю — это были Эпосы (согласно терминологии Майка Кона). И это мне самой помогло лучше понять, как же все это должно быть связано и как будет выглядеть.

Думаю, стоит еще сказать о том, что я все-таки, наверное, не типичный заказчик (представитель бизнеса). Имея ИТ-образование (факультет кибернетики университета им. Шевченко дал о себе знать 🙂 ), я сама изначально хорошо понимала, что я хочу и как это нужно объяснить. Я создала список пожеланий к системе, расставила приоритеты, и реализация началась с того, что мне было более важно получить в первый момент.

Мне выделили одного программиста, и мы с ним чудесно сотрудничали.  Он мне говорил, сколько ему понадобится времени на каждую задачу, и через указанное время я заставляла показывать мне, что и как работает. Часто по дороге реализации мы вместе обсуждали, как это можно сделать лучше или по-другому. Достаточно быстро  я получила готовую систему. Анализируя весь этот проект сейчас, хочу сказать, что я уверена, что Scrum возможен даже тогда, когда команда состоит из одного человека. И если бы 9 лет назад я имела представление о гибких подходах разработки программного обеспечения, многих проблем можно было бы избежать. Кстати, недавно я узнала, что эту систему до сих пор активно используют 🙂

Или вот еще один случай. Он не такой позитивный. В том же издательском доме назрела необходимость в CRM-системе. Решений для такого вида бизнеса на тот момент не существовало на нашем рынке. Было несколько компаний, которые имели свои решения, но их нужно было сильно адаптировать к реалиям медиа-бизнеса. Поскольку CRM-систему хотелось получить достаточно быстро, владельцы издательского дома в первый момент выбрали 2 компании, которые обещали предоставить решение. Одна компания (кстати достаточно известная на рынке и по сей день) начала собирать требования к системе, ее люди проводили много времени в общении с руководителями всех отделов, они пытались собрать ВСЕ требования и свести их вместе 🙁 Вы не поверите, это длилось почти целый год… Как вы понимаете, никакого решения мы не получили, и даже намека на него.

Вторая компания подошла более гибко, у них имелось уже свое готовое решение, они его смогли быстро адаптировать под один из отделов, которым оказался мой. Да, с ними мы тоже написали много требований, они достаточно быстро реагировали, и в то же время в большей степени моим коллегам приходилось адаптироваться к их системе, потому что некоторые вещи в существующей системе реализовать было просто невозможно. Вот так еще год мы просуществовали на временном решении. «Привязать» другие отделы к этой системе так и не удалось. Поэтому через некоторое время пришла еще одна компания со своим решением. Им в какой-то мере повезло, так как за предыдущие 2 года требования уже были собраны, и они достаточно быстро разработали решение для всей компании. На момент моего ухода из издательского дома, в этой системе работал в основном отдел рекламы, остальные отделы только тренировались начать работать в этой системе. Опять же вывод из всей этой ситуации напрашивается аналогичный: Agile-подходы решили бы много проблем как для каждой из компаний, которые предлагали эти решения, так и для всего издательского дома в целом.

И третья ситуация, которая имела место года 3 назад, когда я уже возглавляла PR-агентство. Здесь нужна была система, которая бы в первую очередь облегчила работу сотрудников. Это должна была быть база данных всех СМИ, в которой была бы возможность вести учет всех пресс-релизов и мероприятий для каждого клиента с последующей возможностью аналитики всех размещений в прессе. Вот здесь я уже учла весь свой предыдущий опыт, плюс кое-что узнала про Scrum. В этом мне помог Тимофей Евграшин, он собрал команду фрилансеров и начал работать с ними по Scrum. Это был мой первый осознанный опыт как Владельца продукта. Конечно, не все было гладко, учитывая, что разработчики и тестеры сидели не просто в разных местах, а и еще в разных городах, поэтому это навряд ли был Scrum в чистом виде. И в то же время с гордостью могу сказать, что все у нас получилось. Готовый продукт работает и по сей день.

Было в моей жизни еще много других систем, сайтов и т.д., но эти три — самые запоминающиеся.

Много всего написала, если у кого-то дошло дело до этих строк, значит было интересно? 🙂 Собственно к чему я это все вела? Очень хочется, чтобы люди, которые нуждаются в каком-либо решении, знали про гибкие подходы и инициировали это также со своей стороны. Хотя я уверена, что если команда сама покажет, как можно работать, изо дня в день применяя Scrum, бизнес сам быстро адаптируется и будет счастлив, а не будет целый год рассказывать, что ему нужно, а потом еще пару лет ждать хоть какую-то реализацию.

Удачных вам заказчиков и разработчиков! 🙂

Как я была «владельцем продукта»
Tagged on: