Порадовал меня видео-ролик о том, как могут выглядеть взаимоотношения между клиентом и поставщиком услуг в реальной жизни.

Выглядит забавно и вызывает улыбку… до тех пор пока мы не вспомним, что разработка ПО (да и любой другой вид услуг) — это тоже взаимоотношения между тем, кто может что-то сделать и тем, кто платит деньги за эти услуги. А что делать, если у заказчика мало денег, или он просто не хочет платить?

На тренинге Certified ScrumMaster нам рассказывали похожую историю о том, как в одной круглосуточной забегаловке типа Макдоналдса (только другая сеть) к ночному дежурному пришел клиент. Он заказал бургер-меню за  $10 и сказал, что у него с собой есть только 6 с мелочью. Молодой продавец решил, что это лучше чем ничего, и решил тоже сэкономить на продуктах, чтобы уложиться в указанную сумму. Вроде как использовал старую картошку, вместо мяса зажарил дохлую белку и т.п. История так и называлась Squirrel Burger и, думаю, ее можно найти в интернете.

Суть истории, как и этого ролика, в том, что иногда нужно уметь сказать «нет», и не жертвовать качеством или функциональностью в угоду «ограниченному бюджету» заказчика.

Заказчики зачастую стараются заплатить меньше, чем услуга или продукт стоит на самом деле. Они будут уговаривать вас или даже приводить железные аргументы из серии «у меня сейчас нет денег, я заплачу вам в следующий раз», как это было в этом чудесном ролике.

Конечно, при разработке софта, понятие «законченный продукт» достаточно абстрактное, и можно торговаться достаточно долго. С другой стороны, всегда есть какая-то линия, ниже которой вы начнете жертвовать критической функциональностью или еще хуже качеством (или масштабируемостью, производительностью и т.п.), т.е. всем тем, что заказчик вроде как не видит на первый взгляд. Думаю, в этом случае нужно уметь объяснить, что дешевле уже не будет.

Или просто переслать ссылку на этот ролик, после чего продолжить разговор 😉

Когда сказать заказчику "нет"?

3 thoughts on “Когда сказать заказчику "нет"?

Comments are closed.