Недавно, я с радостью окунулся в спор со своими коллегами по концептуальному вопросу о пользе корпоративного обучения. Это очередной раз напомнило мне о необходимости придерживаться культуры споров и правильного их проведения.

Когда собирается команда из трех и более человек, то не стоит вопрос «будут ли споры» — скорее стоит вопрос «когда они начнутся». И для команды главное — научиться спорить правильно.

В первую очередь, нужно понимать, что спор — это необходимая составляющая совместной работы. Это инструмент продвижения команды вперед и инструмент принятия решений. Иногда говорят «конфликт» — в русскоязычной среде, это слово имеет достаточно негативную окраску. Называйте это «конструктивным спором», тогда всем будет легче понять и принять правила.

Нужно, чтобы до всех членов команды дошла простая мысль — профессиональные споры не должны быть личными. Как только вы перешли на личности, то тут уже закончилось обсуждение и началось простое выяснение личных отношений (кто кому чего был должен со времен царя гороха).

Если мы профессионалы, то мы спорим не потому, что нам не нравиться идея нашего коллеги, а потому что мы видим, что в этой идее есть недостатки. И мы спорим не потому, что наша идея нам ближе к сердцу, а потому, что мы считаем, что у нее есть ряд преимуществ, которых не видит коллега. Скорее всего, в ходе спора родиться общая истина, и мы выработаем решение, приемлемое для нас обоих. Не беда, если вы поймете, что идея коллеги лучше вашей и примете его/ее сторону. В профессиональном споре нужно адекватно воспринимать реальность и не давать эмоциям заглушить голос разума. Если вы видите, что идея оппонента правильна, то стоит ее поддержать, даже если у вас остались некоторые сомнения по поводу мелких деталей. В тоже время, если вы четко видите преимущества своей идеи, то нужно не боятся ее отстаивать, и в первую очередь аргументировать, почему вы считаете так будет лучше.

Кроме отказа от личностных нападок и четкой аргументации, все-таки следует помнить о «накале страстей». Если ваши эмоции все-таки перехлестывают через край, и вы срываетесь на крик, то, возможно, стоит сделать перерыв. Если вы не участвуете в споре, то, быть может, вы сможете помочь коллегам, и вовремя отвлечь их, когда они незаметно перешли «порог приличия». Например, спросите, не хотят ли они чаю, или угостите их жвачкой. Это отвлечет их буквально на секунду и все-таки этого будет достаточно, чтобы они взяли себя в руки.

Роль лидера команды, всячески поощрять возникающие профессиональные споры и гасить личные конфликты. Не перепутайте :-). Если лидер покажет команде, что «тут не спорят», то они предпочтут не ссориться с коллегами, и будут замалчивать обсуждения, даже если есть несогласие по принципиально важным вопросам. Хуже того, в случае ошибки, быть может,  даже будет поощряться поведение типа «а я вам говорил, что у вас ничего не получиться».

Неумение вести споры существенно может подорвать доверие между членами команды. В конечном итоге, такое «всеобщее соглашательство» и отказ от споров, может привести к краху команды. Не думаю, что это то, к чему вы стремитесь.

Поэтому давайте спорить!

Давайте поспорим