За последнее время мне довелось участвовать в запуске нескольких команд/проектов работающих по методологии Scrum. Спустя некоторое время я анализировал основные факторы быстрого успеха некоторых из команд.

На мой взгляд, ключевым фактором успеха является наличие правильного «Владельца Продукта» (Product Owner). И что, пожалуй, еще важнее — наличие одного «Владельца Продукта». Об этом писал Кен Швабер в своей книге о Scrum, об этом много говорят в разных статьях и группах. Я тоже хочу поделиться своими наблюдениями.

«Должен остаться только один»
(с) Дункан Маклауд (также известен как «Горец»)

[cref.from 87]

Отсутствие единого Владельца Продукта…

… чаще всего это признак внутренних разногласий на стороне бизнеса. Когда существует несколько бизнес-людей заинтересованных в проекте, они должны довериться одному из них, чтобы он эффективно направлял команду разработки. Этот человек и называется Владельцем Продукта.
В противном случае, команда не понимает «кого слушаться» и практически не может удержать фокус на том, что они обещали сделать за итерацию. Иногда в итоге такого «многовластия» команда даже не понимает, что именно они обещали сделать за итерацию. Все это ведет к низкой продуктивности, потери целей у команды, распадение на индивидуальности вместо команды, общую демотивацию и чаще всего к краху такой «команды».

У Владельца Продукта (ниже ВП) может быть сколько угодно «помощников», т.е. людей которые помогают ему принимать решения с точки зрения бизнеса или подготавливать требования для команды разработчиков со стороны дизайна, технических консультаций и т.п. Тем не менее, когда у команды возникают вопросы «что взять в следующий спринт» или «что выкинуть из текущего спринта», должен быть только один человек, который принимает решения — именно он называется Владелец Продукта.

Также, когда ВП хочет внести новый функционал в текущую итерацию, он должен обратиться к команде и сообщить об этом лично. Во всех остальных случаях, когда кто-то приходит к команде разработчиков с просьбой взять в текущую итерацию новый функционал, то команда дружно посылает этого человека к Владельцу Продукта.
Объяснение этому простое: команда сосредотачивается на достижении цели и плана, который все участники (вместе с ВП) определили в момент планирования итерации. Все, что добавляется по ходу вне плана, теоретически отвлекает команду и ведет к тому, что цели могут быть не достигнуты. И только ВП может принять решение — нужны ли эти изменения плана или нет. Приняв решение, он соответственно соглашается с пересмотром плана итерации, так как время для реализации нового запроса должно быть освобождено за счет других задач, которые уже запланированы.

Таким образом, идея Кена Швабера, потребовать наличия единого Владельца Продукта — это замечательная возможность ответственность бизнеса от ответственности команды и тем самым позволить каждой стороне выполнять свое дело максимально эффективно.

Один Владелец Продукта — необходимость или формализм?